Значимость затерянного города
Образ затерянного города в «Грозе» являлся одной из главных тем для споров среди русских критиков XIX столетия. Современники отмечали, что в произведении автор обращается к одной из главных социальных проблем России — произвола высших слоев населения. Некоторые критики называли Александра Николаевича «Колумбом патриархального купечества».
Островский отмечает бессмысленность строительства высоких заборов и ворот, скрывающих правду о купечестве от общества.
Параллельно с демонстрацией патриархального домостроя Александр Николаевич проводит сравнение Калинова и остальных регионов Поволжья. Город остановился во времени и не развивается. Горожане понимают, что за чертой Калинова находятся живописные поля и леса, подчеркивающие красоту поволжской природы. Город превратил жителей в бесчеловечных монстров, угнетающих других людей.
Полезные статьи по пьесе Гроза:
- Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе «Гроза»
- Конфликт поколений в пьесе А. Островского «Гроза»
- Противостояние отцов и детей в пьесе Островского «Гроза»
- Пример сочинения на тему «Проблематика пьесы Островского «Гроза»»
- Жизнь Катерины в родительском доме в пьесе Островского «Гроза»
- Сочинение «Тёмное царство» по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
- Противоречивый образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза»
- Характеристика Кулигина в пьесе Островского «Гроза»
- Роль и характеристика Феклуши в драме «Гроза»
- Сравнительная характеристика Катерины и Варвары из пьесы «Гроза»
- Сочинение о последнем свидании Катерины и Бориса
- Характеристика Бориса в пьесе Островского «Гроза»
- Образы самодуров в пьесе Островского «Гроза»
Калинов – «затерянный город»
Печальные события пьесы «Гроза» происходят в провинциальном городе Калинове. Это купеческая среда с твердыми патриархальными устоями. Жителей Калинова необходимо рассматривать в неразрывной связи с городом. Все горожане обманывают, обворовывают друг друга, терроризируют членов своих семей.
Настоящая власть в Калинове принадлежит тем, у кого есть деньги. Власть городничего здесь номинальна, о чем становится понятно из разговора Кулигина.
Горожане по-разному воспринимают правила жизни в Калинове, и их можно разделить на следующие категории:
- Те, кому комфортно жить в таких условиях;
- Те, которые придерживаются нейтрального отношения, формируют среду города, являются неотъемлемой ее частью;
- Те, кто не может свыкнуться с обычаями, страдает от устоявшихся традиций. Таких людей меньшинство.
Главная героиня пьесы, Катерина, относится к последней категории. Жизнь в Калинове для нее стала тюремным заключением. В Калинове Катерина оказалась после замужества. С детства героиня привыкла к свободе. Супруг стал для нее каменной стеной в плохом смысле этого слова, а свекровь – жестоким надзирателем. В такой же ситуации находится Борис, приехавший в Калинов. Должность тирана в его доме занимает Дикой. Он, как и Кабаниха, является непосредственной частью Калинова. Любовь Катерины и Бориса – это результат их борьбы с патриархальностью и традиционализмом, но из-за душевной незрелости героев, они оказываются проигравшими.
Писатель подчеркивает, что такие города, как Калинов, обречены, а у калиновцев нет будущего. Он высмеивает нежелание горожан открыться новому.
Несчастные люди
Исследователи считают, что образ Катерины был списан с артистки Любовь Павловны Косицкой. Писатель наделил главную героиню той же манерой речи и внешностью. Самое ужасное, что способ ухода из жизни, выбранный Катериной, был обыденным для того времени. До Островского часто доходили новости об очередной жертве, замученной за «высокими купеческими воротами».
У бедняков не было времени тиранить своих близких. Им приходилось работать от зари до зари, и многие спали не больше 3 часов в сутки. Купцам жилось не так тяжело, и бо́льшую часть свободного времени они проводили за своими любимыми занятиями — наставлениями, которые щедро раздавали близким. Некоторые не останавливались на этом и пускали в ход кулаки. Жертвы, доведённые до безумия, бросались в Волгу. Чаще всего таким способом сводили счёты с жизнью девушки, недавно вышедшие замуж.
Вокруг каждого дома можно было увидеть высокий забор. За ним творилось страшное, и говорят, что для того и заводили злых собак, чтобы никто не смел войти без предупреждения и увидеть, как льются слёзы бедных невесток, жён и детей. По выражению современников, домашние таких тиранов «не смели пикнуть».
Вариант 2
Гроза Островского – это пьеса, которая описывает жизнь людей в маленьком городке. Однако, в этом городе есть еще один образ – образ затерянного города. Этот образ символизирует утрату и забвение.
Первые намеки на затерянный город появляются в начале пьесы. Герой, Иван Кабанов, говорит о том, что городок, в котором они живут, был когда-то большим и красивым. Он рассказывает о том, какие здания и улицы были в городе, но теперь все это заброшено и затеряно.
Другой герой, Борис Годунов, также говорит о затерянном городе. Он рассказывает о том, что когда-то в этом городе были красивые здания и улицы, но теперь все это заброшено и забыто. Он говорит о том, что люди забыли свою историю и свои корни.
Образ затерянного города символизирует утрату и забвение. Этот город был когда-то красивым и процветающим, но теперь он заброшен и забыт. Это напоминает нам о том, что все в этом мире временно и что ничто не длится вечно.
В пьесе есть еще один образ, который связан с затерянным городом – это образ старой усадьбы. Усадьба также была когда-то красивой и процветающей, но теперь она заброшена и забыта. Этот образ символизирует утрату и уход старого мира.
В конце пьесы, герои понимают, что они не могут изменить прошлое и вернуть затерянный город к жизни. Однако, они могут начать новую жизнь и строить будущее. Этот образ символизирует надежду и возможность перемен.
Образ затерянного города также связан с темой национальной идентичности. Герои понимают, что они должны сохранять свою историю и свои корни, чтобы не потерять свою национальную идентичность.
В целом, образ затерянного города является одним из ключевых образов в пьесе Гроза Островского. Он символизирует утрату, забвение, надежду и возможность перемен. Этот образ напоминает нам о том, что все в этом мире временно и что мы должны сохранять свою историю и свои корни, чтобы не потерять свою национальную идентичность.
Удивительное совпадение
В 1859 г., то есть в год написания пьесы, в Костроме произошла трагедия — в Волге обнаружили тело молодой утопленницы. Этот факт постепенно породил убеждение, что сюжет «Грозы» полностью взят из реальной жизни, а Калинов есть не что иное, как переименованная Кострома. Погибшей девушкой оказалась Александра Клыкова. Впоследствии на костромских театральных постановках актёры намеренно изображали Кабановых максимально похожими на Клыковых. Не поверить в эту теорию было сложно, так как в процессе следствия совпадений нашлось предостаточно:
- гибель Александры расценивали как самоубийство;
- и Катерине, и Александре не было ещё и 20 лет;
- обе не имели детей;
- обеих угнетала тяжёлая атмосфера в семье;
- властная свекровь держала семью в ежовых рукавицах;
- слабохарактерный муж не мог защитить жену от нападок своей матери;
- Александра, не видя любви от мужа, завела отношения с почтовым служащим, а Катерина из-за чувств к Борису считала себя изменщицей.
У многих и сомнения не возникало, что Клыкова является ключевой фигурой в истории создания пьесы «Гроза», но, как выяснилось, это было не так.
Коротко об авторе
Чтобы яснее понимать, чем обусловлен выбор жанра, тематики, идеологической составляющей пьесы, необходимо кратко ознакомиться с историей того, кто «Грозу» написал. Александр Николаевич Островский родился в Москве в 1823 г. Любовь к литературе и писательству обнаруживалась в нём с раннего детства, но отец избрал для него юридическую стезю. Курс в университете будущий драматург так и не окончил, однако благодаря содействию отца поступил на службу в Совестный суд, а затем был переведён в Коммерческий суд.
Рассматриваемые дела касались жизни мелких дворян, купцов, мещан и крестьян. Островский вольно и невольно вникал в их менталитет, участвуя в разбирательстве их споров и тяжб. По долгу службы он присутствовал на заседаниях и составлял судебные протоколы, делая для себя выписки из особо примечательных случаев и характеристики будущих персонажей. Оттого многие пьесы именитого автора реалистично отражали купеческий и мещанский быт. Среди произведений того времени:
- «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или от великого до смешного только один шаг»,
- «Записки замоскворецкого жителя»,
- «Картина семейной жизни» и др.
Написанная в тот же период комедия «Свои люди — сочтёмся» принесла первую славу Островскому как литератору. Но купеческое сословие оказалось пьесой крайне недовольно, поэтому цензура не допустила её к постановке в театре, а сам автор был уволен со службы в суде и даже находился под полицейским надзором. Первым творением, перенесённым на сцену, стала комедийная пьеса «Не в свои сани не садись» (1852г.). Далее произведения драматурга ставили в театрах чуть ли не каждый год.
Островского называют основоположником русского национального театра, т. к. именно благодаря ему на театральных подмостках начали изображать жизнь обычных людей с их обычными проблемами и правдивыми характерами. Он же ввёл в концепцию постановки четвёртую стену, отделяющую условный мир от зрителей, и избавился от традиции делать ставку лишь на одного актёра. Всячески старался улучшить положение артистов и принимал серьёзное участие в реформаторской деятельности. Он был не только автором успешных пьес, но и:
- председателем Общества русских драматических писателей;
- участником Комиссии по пересмотру законоположений об императорских театрах;
- заведующим репертуарной частью московских театров;
- создал кружок для артистов-любителей.
Настоящий прототип Катерины
Итак, утопленница Александра не могла быть прототипом главной героини драмы, но прототип у Катерины всё-таки был. Им стала Любовь Павловна Косицкая, артистка императорской труппы. Островский познакомился с ней в начале 1850-х гг., когда ставил в театре комедию «Не в свои сани не садись», и очень быстро влюбился. Косицкая ценила талант писателя и ещё больше его дружбу, но ответить взаимностью на его чувства не могла, так как была замужем. Сам же Островский в то время жил с простолюдинкой, с которой имел общих детей, но в церковном браке не состоял.
Дружба драматурга и артистки продолжалась долгие годы. Любовь Павловна работала вместе с Островским и принимала участие в 9 его постановках: «Бедность не порок» (Анна Ивановна), «Доходное место» (Вышневская), «Не так живи, как хочется» (Груша) и др. Автор «Грозы» изначально предназначал роль Катерины своей возлюбленной, и на премьере молодую Кабанову сыграла именно она. В рукописи напротив монолога главной героини: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!..» стоит пометка Островского о том, что такой же сон ему рассказывала «Л.П.», т. е. Любовь Павловна. Также известно, что Косицкая была, как и её персонаж, глубоко верующим человеком.
Собственный творческий путь автора, социальная обстановка предреформенной эпохи, этнографическая экспедиция по Волге, личная любовная драма — всё это важные элементы в истории создания «Грозы» Островского, а инцидент с Клыковой лишний раз подтверждает, что сюжет пьесы действительно был очень близок к реальному положению вещей. Произведение получило высокие оценки критиков и зрителей, многие называли «Грозу» лучшим творением драматурга.
Взгляд автора на городскую жизнь
Образ затерянного города в пьесе «Гроза» позволяет Островскому продемонстрировать читателю реалии жизни в России XIX столетия. Автор произведения вырос в провинциальном купеческом районе. На основе своего жизненного опыта Александр Николаевич выделял следующие особенности жизни в небольших населенных пунктах Российской Империи:
- произвол чиновников, купцов и иных представителей высших сословий,
- нищета мещан и крестьян, приехавших на заработки,
- крепостное право, тормозившее развитие общества и экономики.
Перед написанием пьесы Островский посещал большое количество городов России, включая Ярославль, Кострому и Тверь. Калинов представляет собой собирательный образ, в котором читатель мог узнать родной населенный пункт.
Значимость затерянного города
Образ затерянного города в «Грозе» являлся одной из главных тем для споров среди русских критиков XIX столетия. Современники отмечали, что в произведении автор обращается к одной из главных социальных проблем России — произвола высших слоев населения. Некоторые критики называли Александра Николаевича «Колумбом патриархального купечества».
Островский отмечает бессмысленность строительства высоких заборов и ворот, скрывающих правду о купечестве от общества.
Параллельно с демонстрацией патриархального домостроя Александр Николаевич проводит сравнение Калинова и остальных регионов Поволжья. Город остановился во времени и не развивается. Горожане понимают, что за чертой Калинова находятся живописные поля и леса, подчеркивающие красоту поволжской природы. Город превратил жителей в бесчеловечных монстров, угнетающих других людей.
Полезные статьи по пьесе Гроза:
- Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи в пьесе «Гроза»
- Конфликт поколений в пьесе А. Островского «Гроза»
- Противостояние отцов и детей в пьесе Островского «Гроза»
- Пример сочинения на тему «Проблематика пьесы Островского «Гроза»»
- Жизнь Катерины в родительском доме в пьесе Островского «Гроза»
- Сочинение «Тёмное царство» по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
- Противоречивый образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза»
- Характеристика Кулигина в пьесе Островского «Гроза»
- Роль и характеристика Феклуши в драме «Гроза»
- Сравнительная характеристика Катерины и Варвары из пьесы «Гроза»
- Сочинение о последнем свидании Катерины и Бориса
- Характеристика Бориса в пьесе Островского «Гроза»
- Образы самодуров в пьесе Островского «Гроза»
Выбор темы
«Гроза» была написана в 1859 г., а впервые напечатана — в 1860 г. Произведение относится к «предреформенному этапу» творчества Островского. Во времена, предшествующие отмене крепостного права, в обществе царила разобщенность, патриархальный уклад переживал кризис. Люди предчувствовали приближение резкой и глубокой перемены, и эти общественные настроения нашли отражения в пьесе. Сама гроза — природное явление, порождение стихии — стала символом приближающихся великих событий. Кто-то видел в ней благодать, как, например, Кулигин, кто-то же относится с суеверным страхом, как большинство жителей города Калинова.
Литература того времени была призвана изобличать нелепость и вред устаревших порядков, закостенелое мышление людей, не признающих новые ценности. Ярким представителем «людей прошлого» является деспотичная Кабаниха. Человеческая жажда свободы вступает в конфликт со старыми предрассудками и навязанными идеями. Эта внутренняя борьба воплотилась в образе несчастной Катерины. Внушённые ей с детства страх перед Богом и нравственные основы домостроя, заставляют её бояться собственных желаний, страдать неоправданным чувством вины, безропотно терпеть самодурство свекрови.
События «Грозы» — это не трагедия одной семьи, а отражение целой эпохи. В пьесе переданы типичные характеры, типичные условия, типичный провинциальный городок, а конфликт свободной личности со старыми устоями был явлением общенациональным.
Новаторский взгляд на обыденность
Островский продемонстрировал зрителям затерянный город таким, каким они не привыкли его видеть. Это собирательный, вымышленный образ, но от этого он получился ещё более ярким, чем если бы был списан с одного населённого пункта. Эпитеты, которыми наделяли критики жизнь героев драмы:
- беспросветная;
- нищая;
- беспощадная;
- уродливая;
- ужасная.
Первая постановка «Грозы» состоялась в Петербурге. Зрители говорили, что их потрясло, как пронзительно и точно автор описал действительность. Горожане так привыкли к гротескной картине вокруг себя, что уже перестали её замечать.
Островскому взгляд с неожиданной стороны на привычные вещи дался нелегко. Он много ездил по населённым пунктам средней полосы и собирал материал для произведения. Города, в которых побывал Александр Николаевич:
- Калязин;
- Ярославль;
- Кинешма;
- Тверь;
- Кострома;
- Тула.
Образ города в драме Островского «Гроза» — совокупность характеров всех его жителей. Те, кто попал в «тёмное царство» случайно, например, странница Феклуша, не вносят противоречия, а дополняют картину, делая её ещё более безысходной. В сочинении о затерянном городе учащимся нужно описать основные категории персонажей. Условно их можно разделить на положительных и отрицательных. Первые страдают, а вторые выступают в роли угнетателей.
Жители Калинова
Дикой и Кабаниха – главные самодуры пьесы. Характер Дикого особенно ярко проявляется в эпизоде, когда к нему с претензией приходит городничий: мужики жаловались на то, что Дикой их обсчитывает. Он даже не пытается себя оправдать, наоборот, он не считает зазорным, если купец крадет у простых жителей. Дикой груб и жаден, он постоянно ворчит и ругается. Из-за алчности испортился характер Савла Прокофьевича. В Диком не осталось совершенно ничего человеческого. Он не вызывает у читателя никаких чувств, кроме отвращения. Но ведь в Калинове сами жители потакают самодурству Дикого: они унижаются, просят у него денег, зная, что их оскорбят, и все равно, скорее всего необходимую сумму не дадут.
Дикого больше всего раздражает его племянник Борис, которому тоже нужны деньги. Купец открыто грубит племяннику, проклинает его, требует, чтобы тот уехал. Дикому абсолютно чужда культура. Он не знает ни Ломоносова, ни Державина. Накопление и приумножение материальных благ – вот его единственный настоящий интерес.
Кабаниха отличается от Дикого. Она «под видом благочестия» старается подчинить все своей воле. Кабаниха воспитала неблагодарную, лживую дочь, слабого, бесхарактерного сына. Сквозь призму слепой материнской любви она не замечает лицемерия Варвары. Но Кабаниха хорошо понимает, каким она сделала сына. К Катерине она относится хуже, чем ко всем остальным. В отношениях с невесткой проявляется желание Марфы Игнатьевны всех контролировать, наводить на людей страх – лидера или любят, или боятся, а Кабаниху любить не за что.
Следует отметить говорящие фамилию Дикого и прозвище Кабанихи. Они отсылают читателей к дикой жизни.
Феклуша и Глаша – низшее звено в городской иерархии Калинова. Они обычные жители, которые рады прислуживать господам. Феклуша и Глаша говорят о том, что сейчас в Москве «содом», ведь люди там начинают жить по-другому.
Культура и образование чужды жителям Калинова. Они хвалят Кабаниху за то, что она выступает за сохранение патриархального строя. А Глаша соглашается с Феклушей в том, что лишь в семье Кабановых сохранились старые порядки. Они считают, что дом Кабанихи – настоящий рай на земле, так как в других все погрязло в невоспитанности и разврате.
Реакция калиновцем на грозу схожа с реакцией на стихийное бедствие. Горожане бегут, стараясь спрятаться. Гроза в пьесе – не просто природное явление, а символ божьей кары. Именно так воспринимают ее Дикой и Катерина. Кулигин совсем не боится грозы и призывает горожан не паниковать. Он рассказывает Савлу Прокофьевичу о пользе громоотвода, но Дикой остается глухим к просьбам изобретателя. Кулигин, не имея возможности противостоять устоявшимся порядкам, вынужден приспособиться к такой обстановке. Борис понимает, что мечты Кулигина в Калинове так мечтами и останутся. Кулигин при этом отличается от других калиновцев. Это честный, скромный человек, зарабатывает на жизнь своим трудом, не прося о помощи богатых и влиятельных. Он подробно изучил порядки, по которым живет Калинов. Он знает об обманах Дикого, знает, что происходит за закрытыми дверями, но не может это изменить.
В «Грозе» Островский изображает Калинов и его жителей с негативной стороны. Он стремится показать, насколько плачевна ситуация в провинциальных городах, и делает акцент на том, что общественные проблемы требуют немедленного решения.
Вывод
Читатель, знакомясь с творчеством Александра Островского, непременно открывает для себя особый, не персонифицированный персонаж — город в драме «Гроза». Этот город создал настоящих монстров, угнетающих людей: Дикого и Кабаниху. Они – неотъемлемая часть «темного царства».Примечательно, что именно эти персонажи всеми силами поддерживают темную патриархальную бессмысленность домостроя в городе Калинов, лично насаждают в нем человеконенавистнические нравы. Город как персонаж произведения Островского статичен. Он словно замер в своем развитии. Вместе с тем ощутимо, что «темное царство» в драме «Гроза» доживает свои времена. Рушится семья Кабанихи… Высказывает опасения о своем психическом здоровье Дикой&hellip- Горожане понимают, что красота природы Поволжья диссонирует с тяжелой моральной атмосферой города.
Dijelite na društvenim mrežama:
Povezan
- Аэропорт `Северный` (Новосибирск): в память о былой славе
- Биография Ивана Жидкова — история простого мальчика, покорившего кинематограф
- Театр Островского (Кострома): история создания и репертуар
- Проблема человеческого достоинства в драме `Гроза` Островского
- Содержание и смысл названия пьесы `Гроза`
- Темное царство в пьесе `Гроза` — что это?
- Образ Дикого в пьесе `Гроза` Островского
- Характеристика Варвары из пьесы `Гроза` Островского
- Образ Кабанихи в пьесе `Гроза`. Характеристика и образ Кабанихи в пьесе…
- Варвара и Катерина: сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского…
- Правда и ложь в драме `На дне` Горького
- Пьесы Островского: список и герои
- Смысл заглавия пьесы `Гроза` А. Н. Островского
- Произведения Островского: список лучших. Первое произведение Островского
- Образ Кулигина в пьесе `Гроза` Александра Николаевича Островского
- Главные герои пьесы А.Н. Островского `Гроза`. Характеристика Тихона…
- Образ Варвары в пьесе `Гроза`. Сравнительная характеристика Катерины и Варвары
- Образ Тихона в пьесе `Гроза`. Любовь к жене, подчинение матери
- Сыктывкар, Театр оперы и балета: история создания и репертуар. Лучшие театры Сыктывкара
- Пьеса А. Островского `Гроза`: Почему Островский назвал `Грозу`…
- Борис и Тихон: сравнительная характеристика данных героев