Иван бунин «тёмные аллеи». обзор сборника рассказов

Главные герои

Николай Алексеевич

Статный мужчина, которому немного за шестьдесят лет. Когда-то в раннем возрасте безумно любил Надежду, но женился на другой ради продолжения статуса дворянина. С годами стал нерешительным и несчастным. Весь диалог с главной героиней извинялся за свой поступок и пытался оправдаться, говоря что все проходит со временем. Благодаря отрицательным чертам трусости и нерешительности сбегает от героине под предлогом спешки.

Надя

В прошлом обычная крепостная крестьянка. Сейчас ей около пятидесяти лет. Отличается хозяйственностью и трудолюбием. Многие в селение отзываются о ней как о хорошей и доброй женщине. К своим пятидесяти годам так и не вышла замуж. Ведь она была влюблена в Николая и продолжала его любить на протяжении пятидесяти лет. Не скрывает ничего. Всегда говорит правду, чем показывает себя очень сильной и волевой женщиной. Но к сожалению для себя никак не может простить Николая за его поступок и никак не оправдывает его. Даже в то время когда тот уходит в очередной раз из ее жизни, с трепетом в душе желает чтобы он вернулся и признался ей в любви и остался с ней.

Часть 3

В одной знакомой улице

Кратко Подробно Оригинал

Весенней парижской ночью рассказчик вспоминал свою московскую молодость, влюблённость в студентку, их ночные встречи. Потом она вернулась домой, он обещал приехать, и с тех пор больше её не видел.

Речной трактир

Кратко Подробно Оригинал

Доктор вспомнил встречу с незнакомой привлекательной девушкой, которую спас от связи со старым пьяницей и развратником. Впоследствии доктор жалел о своём поступке, считая, что у каждого своё счастье.

Кума

Кратко Подробно Оригинал

Красивая хозяйка дорогой дачи переспала с другом мужа, когда муж остался на ночь в городе. Потом она предложила любовнику отдохнуть вместе на водах, он согласился, но интерес к ней у него уже пропал.

Начало

Кратко Подробно Оригинал

12-летний гимназист ехал домой на зимние каникулы. В его вагон поезда вошла молодая привлекательная женщина и прилегла на диванчик. Глядя на неё, гимназист впервые ощутил чувственное влечение.

«Дубки»

Кратко Подробно Оригинал

Офицер влюбился в молодую жену старосты. Девушка призналась во взаимности и предложила скоротать вечерок. Их застал её муж, выпроводил офицера и задушил жену. За это старосту отправили в Сибирь.

Барышня Клара

Кратко Подробный пересказ

Богатый грузин в ресторане снял проститутку. Поехали к ней, выпили, грузин разгорячился, хотел взять её, но та стала сопротивляться. В драке он её случайно убил и хотел сбежать, но его арестовали.

«Мадрид»

Кратко Подробно Оригинал

Обеспеченный мужчина встретил молоденькую проститутку и привёл её к себе в номер. Добрая и наивная девушка понравилась ему. Он решил не отпускать её и пообещал устроить на работу в гостиницу.

Второй кофейник

Кратко Подробно Оригинал

Художник писал картину со своей сожительницы, натурщицы. В перерыве, готовя кофе, натурщица вслух вспоминала, как осиротела, попала в Москву, лишилась невинности, позировала известным художникам.

Железная Шерсть

Кратко Подробный пересказ

На родине странника самая похотливая нечисть — медведь и леший. Когда странник женился, его молодая жена оказалась не невинна. Он был груб с ней, она повесилась, когда её нашли, рядом сидел медведь.

Холодная осень

Кратко Подробно Оригинал

Мужественная женщина пережила гибель любимого жениха в начале Первой мировой войны, голод, одиночество, смерть близких и долгие мучительные скитания, надеясь встретиться с любимым на том свете.

Пароход «Саратов»

Кратко Подробно Оригинал

Любовница молодого офицера решила уйти от него к своему предыдущему воздыхателю. Офицер долго ей не верил, потом разозлился и застрелил её. Через полгода он плыл на пароходе в качестве арестанта.

Ворон

Кратко Подробно Оригинал

Рассказчик влюбился в молоденькую и бедную няню своей сестры. Его отец, богатый чиновник, тоже имел виды на девушку, поэтому выгнал сына из дому. Вскоре рассказчик узнал, что отец женился на девушке.

Камарг

Кратко Подробно Оригинал

В поезде ехала привлекательная француженка цыгано-испанских кровей, ела фисташки. Соседи по вагону то и дело смотрели на неё, пока та не вышла, а потом грустно вздохнули, измученные её красотой.

Сто рупий

Кратко Подробно Оригинал

Отдыхая на берегу океана, рассказчик каждый день наблюдал за привлекательной полураздетой девушкой-азиаткой. Как-то утром в гостинице к нему подошёл её слуга и сказал, сколько стоят услуги красавицы.

Месть

Кратко Подробно Оригинал

В пансионе у моря художник познакомился с одинокой женщиной. Она рассказала ему о неудачном романе с негодяем. Разговор помог ей забыть о желании отомстить, и она решила остаться с художником.

Качели

Кратко Подробно Оригинал

Молодой художник ухаживал за красивой девушкой, потом признался ей в любви и хотел просить её руки у грозного деда. Девушка запретила ему делать это, считая, что лучше, чем сейчас, уже не будет.

Чистый понедельник

Кратко Подробно Оригинал

Мужчина влюбился в красивую женщину, долго ухаживал за ней и дарил дорогие подарки. Наконец она отдалась ему, затем бросила его и ушла в монастырь. Он страдал. Через два года он узнал её в монахине.

Часовня

Кратко Подробно Оригинал

В летний жаркий день дети из усадьбы заглядывали в узкое разбитое окно часовни, смотрели на железные ящики с похороненными внутри и удивлялись, что на улице так хорошо, а из часовни веет холодом.

Весной, в Иудее

Кратко Подробно Оригинал

Участвуя в экспедиции к Мёртвому морю, парень познакомился с бедуинским шейхом, увидел его племянницу и заплатил ей за близость. Шейх узнал об этом и чуть не убил парня — тот навсегда остался хромым.

Ночлег

Кратко Подробно Оригинал

Марокканец остановился переночевать на постоялом дворе в глухой испанской провинции и попытался изнасиловать 15-летнюю племянницу хозяйки. Девочка позвала на помощь собаку, и та убила марокканца.

Характер героя

Николай Алексеевич неприязненно относится к людям низшего класса. Он нервно кричит в ожидании на кучера, прислугу. Мужчина внимателен к окружающим, подмечает мелочи. В горнице Надежды он признает чистоту и приятную обстановку. Николай Алексеевич усталый и рассеянный. Эти качества пропадают, когда он узнает в женщине бывшую возлюбленную — Надежду. Нельзя сказать, что жизнь сделала мужчину бесчувственным, озлобленным человеком. Он краснеет «до слез», бормочет от стыда, болезненно усмехается. Автор подсказывает, мужчина умен. Николай признается горничной в несчастье, но бежит от искреннего разговора. Трусливость и нерешительность – основные черты его характера. Даже в преклонном возрасте мужчина остается в плену общественных рамок. Он боится задержаться, не доверяя самому себе. К чему вспоминать то, что прошло. «Все проходит, все забывается.» — пытается сам себя уговорить Николай, но то, как быстро он вспомнил Надежду, говорит об обратном. Мало событий было в жизни дворянина. Ярким пятном осталась юношеская любовь, которой пожертвовали ради положения в обществе.

Разнообразие женских образов в «энциклопедии любви» Бунина

Сборник «Темные аллеи» называют своеобразной «энциклопедией любви», в которой собраны невероятные и порой парадоксальные истории о самом противоречивом человеческом чувстве. Все герои при поразительном разнообразии их индивидуальностей, социального статуса, материального положения подсознательно живут в ожидании любви, но часто, познав ее, становятся несчастными, а порой и гибнут. «Любовь прекрасна», но «любовь обречена», близость любви и смерти несомненна для Бунина. Познавший любовь начинает понимать хрупкость и бренность всего сущего.

Особенно разнообразны женские образы. Мужские характеры менее выразительны, затуманены, характеризуются скорее косвенно, как отражение психологического облика самодостаточной женщины. Образы женщин притягательны, кем бы они не были, способность любить уравнивает всех: крестьянку и дворянку, падшую и приличную женщину. Характеры героинь, их душевные переживания раскрываются в их любовных историях. 

Бунин любил свое позднее творение, особенно выделял в сборнике рассказ «Чистый понедельник», даже говорил, что благодарен Богу, что смог написать«историю о прекрасной, но трагической любви». 

У главных героев рассказа есть все, чтобы быть счастливыми: молодость, красота, богатство. Они испытывают почти мистическое влечение друг к другу. Несмотря на это, им не суждено обрести счастье.

Загадочен и таинственен облик героини. Вся ее натура двойственна: она отказывается стать женой человека, которого любит, но весело проводит с ним время, посещает какие-то курсы, но любит бывать в монастырях и храмах. Увлекается современной поэзией и слушает церковную музыку, ест с аппетитом, но всегда постится. Она может быть легкомысленной и скромной, веселой и задумчивой, страстной и холодной. Она мечется, пытаясь найти свое предназначение.

Накануне чистого понедельника героиня со своим избранником весело проводит время в прощенное воскресенье, на следующий день, в первый день Великого поста она уезжает. Через две недели сообщает, что решила стать монахиней.

Главный герой спустя два года случайно оказывается в Марфо-Мариинской обители, где замечает взгляд одной из монахинь, устремленный в его сторону. Не видя его, она интуитивно ощутила присутствие любимого в толпе. Героиня обрела успокоение в духовном служении, но любовь в ее сердце продолжала жить.

Помимо одухотворенного образа безымянной героини «Чистого понедельника» в сборнике создана целая галерея неповторимых женских образов со своими особыми чертами. Это и художница Руся с иконописным обликом, несчастная Галя Ганская, возвышенная Натали, простодушная Таня из одноименных рассказов, наивная Поля из рассказа «Мадрид», журналистка Елена Генриховна из рассказа «Генрих», экстравагантные «дочери века» из рассказов «Муза» и «Антигона» и многие другие.

Главные герои

Николай Алексеевич

Главный герой, мужчина около 60 лет.

Высокий, стройный мужчина, похожий на Александра Второго. В молодости любил крепостную девушку, но женился на женщине своего сословия. Автор показывает главного героя нерешительным, уставшим, несчастливым. Он старается оправдаться, говорит о том, что всё проходит… Пытается узнать: простила ли его Надежда, рассказывает ей о неудавшемся браке, о том, что она – самое светлое, что было у него в жизни. Доля трусости и незрелости есть в поведении даже пожилого героя, он сбегает от хозяйки постоялого двора, сославшись на спешку.

Надежда

Хозяйка постоялого двора, женщина 48 лет.

Простая, искренняя, работящая, хозяйственная, умная. Кучер отзывается о Надежде как о справедливой, честной, предприимчивой женщине. Она не вышла замуж, любовь юности стала для неё смыслом жизни. Сильная, волевая натура: она не смогла простить Николая, но не смогла забыть и свою любовь к нему. Этот образ вызывает у читателя симпатию, в отличие от образа пожилого генерала. В беседе она прямолинейна, откровенна, не увиливает и не стыдится своей жизни. Провожая героя, Надежда долго смотрит в окно вслед его тарантасу. Возможно, она надеется, что хотя бы сейчас он решится на смелый поступок.

Вариант 2

Николай Алексеевич — стройный старик-военнный, которому уже под 60 лет. Внешность его имеет сходство с Александром 2. Николай Алексеевич предстает перед читателями уставшим несчастливым человеком.

В молодости герой любил крепостную девушку Надежду. Однако оставил ее и женился на женщине из дворянского рода. Жену Николай Алексеевич очень любил, она же бросила его. У военного есть сын, на которого герой возлагал большие надежды. Но сын вырос не хорошим человеком, и Николай Алексеевич с горечью говорит о нем.

Встреча на постоялом дворе Николая Алексеевича с Надеждой оживляет счастливые воспоминания молодости. Герой признается женщине, что она была самым счастливым и светлым, что случилось в его жизни. Как бы желая оправдать себя в глазах Надежды, он горит, что все рано или поздно проходит: любовь, молодость. Нерешительность и малодушие проявляется в поведении даже уже пожилого военного: сославшись на спешку, он стремиться поскорее покинуть постоялый двор. Николай Алексеевич остается в плену общественного мнения. Он не может представить, что Надежда, простая крепостная девушка, могла бы стать его женой. Герой гонит от себя эти мысли, считая их чем-то неправильным.

Надежда – содержательница частной горницы. Ей 48 лет, она умная, работящая, искренняя и простоя женщина. Надежа сохранила свою былую красоту и привлекательность.

Тридцать лет назад у Надежды был непродолжительный роман с молодым дворянином Николаем Алексеевичем. Мужчина оставил девушку. Она тяжело переживала его предательство. Вскоре Надежда получила вольную. Она стала хозяйкой постоялого двора. Надежда содержит свою горницу в чистоте и порядке, самостоятельно ведет дела. Героиня никогда не была замужем, у нее нет детей, она пронесла любовь юности через всю свою жизнь.

Женщина не смогла простить Николая Алексеевича, но продолжает его любить. В беседе с пожилым военным Надежда искренне говорит о своих чувствах, не стыдясь их. Слова женщины наполнены горечью и болью, которая скрывается за внешним спокойствием. Образ хозяйки постоялого двора, в отличие от образа главного героя, вызывает симпатию и уважение.

Николай Алексеевич был самым дорогим в жизни женщины. Надежда долго смотрит из окна вслед уезжающему тарантасу. Возможно, это была последняя встреча с человеком, любовь к которому она сохранила в своем сердце.

Кучер Клим – второстепенный персонаж рассказа «Темные аллеи». Он увозит Николая Алексеевича к поезду. Из слов кучера, пожилой военный узнает о Надежде, как об умной, решительной женщине с сильным независимым характером. Клим, как и многие, восхищается Надеждой: ее трудолюбием, «крутым», но справедливым нравом.

Особенности повествования

Повествование ведется от 3-го лица, однако сама тональность изложения создает впечатление близости главного героя и нарратора. Обращение к несобственно-прямой речи придает повествованию интимность, подлинность. Голос герой и голос самого Бунина сливаются, пересекаются, накладываются друг на друга, придавая наррации ощущение исповедальности, потаенности, доверительности.

Замечание 1

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что произведение Бунина отличается глубоким психологизмом, реализмом, отражает наиболее тонкие, наиболее интимные переживания человека.

Популярные сегодня темы

Сочинение Одиночество человека рассуждение Исторически так сложилось, что представители рода человеческого с древних времен все делали сообща. Вместе легче было выжить, добывать пропитание, растить детей. Каждое новое поколение перенимало знания и умения у своих родителей
План рассказа Мещерская сторона Паустовского Рассказ идет от первого лица. В самом начале мы знакомимся с человеком, который отправился в путешествие по родным краям. С собой у него имеется только старая карта. Спустя время уже многое изменилось
Сочинение по картине Саврасова Оттепель

Ранняя Весна В русском искусстве есть большое количество художников, которые работали в жанре пейзаж
Особое внимание хотелось бы уделить талантливому мастеру своего дела Саврасову Алексею Кондратьевичу.
Сочинение Анализ баллады Лесной царь Жуковского Лирическое произведение является одним из лучших неподражаемых переводов баллады Гете о короле эльфов, высоко оцененным в поэтическом сообществе.
Сочинение Мое любимое музыкальное произведение Мир музыки дорог каждому человеку, не важно, отдельная мелодия звучит или целая концертная программа. Но эти звуки способны порой изменить не только настроение, ход мыслей, но и внести что-то новое в нашу жизнь.

Пошлая история

Любовь к крестьянской девушке нашла в речи дворянина эпитет – пошлая. Такие истории были не редкостью на Руси, множество из них стали сюжетами рассказов. С другой стороны, этот же эпитет характеризует и семейную жизнь Николая. Обидно осознавать, что мужчина любил не ту, которая могла бы сделать его счастливым. Власть сословных границ сильнее. Найти себе достойную жену Николай мог только среди равных себе по положению в обществе, опуститься до красавицы крестьянского происхождения он не может. Такая женитьба – это глупость, вздор. Чувство любви у дворянина скрылось в темных аллеях, растворилось в воздухе и растаяло в прошлом.

Любовь. Удивительное чувство, которое испытывает человек. Любовь делает его счастливым, вдохновляет на совершение порой немыслимых поступков, придаёт силы и уверенности, делает сильным. Как не пропустить это чувство, заметить, понять, что оно – навсегда, на всю жизнь, что оно является самым важным в жизни? К сожалению, не каждому дано такое понимание. Ошибка порой стоит счастья всей жизни.

Герой новеллы А. Бунина «Тёмные аллеи» Николай Алексеевич в молодости считал, что жизнь так длинна, что впереди ещё столько любви, что не понял, как важна была встреча в деревне с Надеждой. Крепостная крестьянка вызвала интерес в нём, определённые эмоции, но он даже и не думал связывать свою жизнь с ней. Мимолётное увлечение – не более. Именно так представлял в молодости герой отношения с Надеждой и быстро забыл обо всём. Однако именно эти чувства были в его жизни настоящими, искренними, именно они были залогом его счастья. Поздно понял герой об этом, только перешагнув своё шестидесятилетие. А жизнь-то почти прожита. Семейные отношения не сложились, взаимопонимания ни с женой («изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя»), ни с сыном не было (сын был «без сердца, без чести, без совести».). Не было любви, а значит, и счастья.

Какой сильной по сравнению с героем выглядит Надежда! Она сумела встать на ноги, освободиться от крепостной зависимости, стать хозяйкой постоялого двора. Дела у неё идут хорошо. Героиня способна на сильное чувство. Пусть её любовь к Николаю безответна, но она согревает её душу, воспоминания о счастливых минутах наполняют смыслом жизнь. Была у неё любовь, была и есть! А это главное. Даже Николая Алексеевича поразило то, что Надежда через всю жизнь пронесла любовь к нему: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!». «Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила»,- отвечает ему женщина, и это была правда. Хотя Надежда так и не простила героя, его предательства (…простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя»). А её любимый даже в момент последней встречи оказался слабым, словно сбегал с постоялого двора, сославшись на спешку – больно ему было принять случившееся, осознать до конца, что во всём виноват только он сам.

Как грустно и безнадежно звучат слова Николая Алексеевич: «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.» В душе каждого человека есть «тёмные аллеи» — такие её уголки, в которые заглядывает лишь он сам. Одним воспоминания, хранящиеся там, приносят радость, хотя с некоторой грустью (как Надежде); другим же – боль от осознания того, что столько пропущено в жизни, не понято, не замечено вовремя, что столько сделано ошибок, а вернуть уже ничего нельзя (как Николаю Алексеевичу).

Любовь нужно беречь, ценить те мгновения, которые приносят радость ЕЙ и ЕМУ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Многогранность и гениальность писателя

Вечная любовь во всех ее проявлениях была вдохновением для Ивана Алексеевича в тяжелые годы Первой мировой войны. В цикле рассказов отражены душевные терзания человека, который стал свидетелем падения красоты, мира и спокойствия.

Бунин удивительно тонко чувствовал человеческие души. Гениальность его произведений — в понимании переживаний женских образов, вышедших из-под мужского пера. Чувственные описания внешности дам дышат эротизмом: «голые колени», «под кофточкой просвечивались груди», «бедра в тонких ажурных чулках» и т. д. Изящно, соблазнительно, но не пошло звучат монологи героинь. Автор мастерски демонстрирует трогательную смелость и решительность влюбленных женщин в рассказах:

  • «Муза».
  • «Красавица».
  • «Натали» и др.

Ознакомившись с отзывами о главной героине повести «Муза», читатель может провести аналогию с Надеждой. Муза Граф была также прямолинейна, откровенна и отважна в своих поступках, и категорична в решениях. Эмоции героев так живы, искренни и сильны, что читатель сопереживает им, полностью погружаясь в картину произведения.

Открыв Википедию, где есть описание биографии Ивана Алексеевича Бунина, можно лишь поражаться, какой насыщенной была жизнь писателя, и «Темные аллеи» — это лишь изысканное украшение целого мира гениальных произведений.

Символизм названия рассказа

Титульное произведение цикла создавалось в 1938 г., когда уже зрелый художник приступил к написанию рассказов о любви. Возможно, этим фактом объясняется и символизм названия: выбор названия «темные» для описания «светлого» чувства. Возможно, «зрелому» Бунину любовь уже не казалась настолько светлой и радужной. В основании цикла произведений – воспоминания автора, память о грустной и трагической любви к Варваре Пащенко, о тяжелом разрыве молодых людей и, безусловно, о ранней смерти Варвары. Соответственно, уже названия цикла задает ракурс возврата художника к былому, прошлому, давно прошедшему, который формирует одну из констант творчества «позднего» Бунина – концепт памяти. В результате символизма названия темные аллеи памяти автора становятся хронотопом, в котором разворачиваются сюжетные линии произведения.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Список и краткая характеристика героев рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи»

В рассказе «Тёмные аллеи» фигурируют два основных героя: некогда влюблённые друг в друга крестьянка Надежда и дворянин Николай.

  • Краткая характеристика Николая Алексеевича — В рассказе Николай Алексеевич один из двух основных персонажей. Читатель встречает его в дороге, как раз когда герой решил сделать привал. На момент повествования мужчине под 60-т, он военный в отставке, всё ещё стройный и статный, внешне чем-то похож на царя Александра II. За внешней статью скрывается нерешительный, уставший от жизни и несчастливый человек. Встретив свою любовь молодости, поняв, что она была самым светлым моментом всей его жизни, он всё равно бежит прочь и сам себе сознаётся, что менять ничего он бы не стал.
  • Надежда — Главная героиня, некогда возлюбленная Николая Алексеевича, на момент повествования 48-ми летняя хозяйка гостиного двора на почтовой станции. Надежду, когда она была совсем юна оставил молодой дворянин, в которого она была без памяти влюблена. Этим дворянином и был наш главный герой. Вскоре после разлуки девушка обрела свободу, но забыть предательства  любимого не смогла и осталась несчастной на всю жизнь. Надежда прямая, смелая, хозяйственная и решительная женщина. Она всего добилась сама и не стыдится прожитых лет.
  • Клим — Второстепенный персонаж, кучер Николая Алексеевича.

Главные герои

Мужчина за шестьдесят, высокий, стройный, похож на Александра Второго. В молодости любил крепостную девушку, но женился на женщине из своего сословия. Автор показывает главного героя нерешительным, уставшим, несчастливым. Он старается оправдаться, говорит, о том, что всё проходит… Пытается узнать:простила ли его Надежда, рассказывает ей о неудавшемся браке, о том, что она – самое светлое, что было у него в жизни. Доля трусости и незрелости есть в поведении даже пожилого героя, он сбегает от хозяйки постоялого двора, сославшись на спешку.
Простая, искренняя, работящая, хозяйственная, умная. Ей 48 лет. Кучер отзывается о Надежде, как о справедливой, честной, предприимчивой женщине. Она не вышла замуж, любовь юности стала для неё смыслом жизни. Сильная, волевая натура: она не смогла простить Николая. Этот образ вызывает у читателя симпатию, в отличие от пожилого генерала. В беседе она прямолинейна, откровенна, не увиливает и не стыдится своей жизни. Провожая старую любовь, Надежда долго смотрит в окно вслед его тарантаса. Возможно, она надеется, что хотя бы сейчас он решится на поступок.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: