Список использованной литературы:
1. Витц Пол К. Психология атеизма.
Перевод Яна Шапиро под ред. Е. Канищевой, М., 2002.
2. Культурно-исторический контекст
феномена «Эдипов комплекс». Л.С. Драгунская. Доклад на семинаре
Российского психологического общества (Москва, апрель 1998 г.)
3. Мифы народов мира. Москва.
«Советская энциклопедия». 1982.
4. Психоанализ и психологическая теория
личности . И. И. Мунерман. М.: Наука, 1995
5. Райкрофт Ч. Критический словарь
психоанализа / Пер. с англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гроздева
под редакцией канд. Филос. Наук С. М. Черкасова. – СПб.: Восточно-Европейский Институт
Психоанализа, 1995. С. 211-212.
6. Руткевич А.М. “От Фрейда к
Хайдеггеру”. М., 1990.
7. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева:
Перевод. – М.: Политиздат, 1989.
8. Фрейд З. Введение в психоанализ:
Лекции. – М.: Наука, 1989. – (Серия «Классики науки»). С. 211-215
9. Фрейд З. Психология бессознательного:
Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. – М.:
Просвещение, 1990. С. 447.
10. Эдипов комплекс. Проблемы психоанализа.Янг
Р.М., М.: . — 2002, 78 с.
Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. – М.: Политиздат,
1989, С. 43
Эдипов комплекс. Проблемы психоанализа.Янг Р.М., М.: .
— 2002, С. 30
Мифы народов мира. Москва. «Советская энциклопедия». 1982, С. 67
Культурно-исторический контекст феномена «Эдипов комплекс». Л.С.
Драгунская. Доклад на семинаре Российского психологического общества (Москва,
апрель 1998 г.), С. 12
Руткевич А.М. “От Фрейда к Хайдеггеру”. М., 1990, С. 371
Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред.,
авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. С. 447
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989. – (Серия
«Классики науки»). С. 211-215
Витц Пол К. Психология атеизма. Перевод Яна Шапиро под ред. Е. Канищевой, М.,
2002, С. 105
Психоанализ и психологическая теория личности . И. И. Мунерман. М.: Наука,
1995, С. 128
Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. Л. В. Топоровой, С.
В. Воронина и И. Н. Гроздева под редакцией канд. Филос. Наук С. М. Черкасова. –
СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. С. 211-212
Злой рок героя: почему Эдипу не повезло?
Царь города Фивы Лай украл и надругался над учеником оракула, который передавал ему знания о мире. Вследствие своего поступка он узнает пророчество, в котором говорится, что он погибнет от руки собственного сына, а его жена выйдет за него замуж. Он принимает решение убить ребенка. Напоминает миф о боге Кроносе, который опасался, что дети могут убить его – и пожирал их, чтобы этого не случилось. Однако Лаю не хватило божественной воли: он не сумел съесть наследника. Так распорядилась судьба, чтобы наказать обидчика предсказателя. Поэтому вся жизнь Эдипа – пример того, как остроумно пошутил злой рок.
Младенец попадает в руки бездетному царю. Бездетность считалась волей богов, и если детей нет, то это наказание и так надо. Получается, сановник страдал бесплодием лишь потому, что должен был приютить игрушку судьбы.
Эдип встречает Сфинкса. Сфинкс появилась задолго до Кроноса. Все божества, существовавшие до Кроноса, соединяют в себе черты разных животных и человека. Она истребляет город, постоянно пожирая горожан за недостаток эрудиции. И когда Эдип разгадывает ее загадку – она погибает, как и было предначертано, а герой уже приписал это на свой счет.
Начало чумы в Фивах – тоже является божественной карой за то, что, по сути, соорудил злой рок, разгулявшись в мире людей.
Никто не страдает понапрасну. Каждому воздается по его поступкам или же по поступкам его предков. Но никто не может миновать своего жребия, бунтовщиков сурово карает десница судьбы. Самое интересное, что это восстание – плод фантазий самих богов. Злой рок изначально управляет тем, кто думает, что обманывает его. Эдип не виноват в своей непокорности, просто на его примере людям решили преподать урок послушания: не перечьте воле вышестоящих, они мудрее и сильнее вас.
Представители и работы
Эсхил (525/524 до н.э. — 456/455 до н.э.)
Эсхил был греческим драматургом. Ученые считают его отцом греческой трагедии. Он был предшественником других успешных греческих драматургов, таких как Софокл и Еврипид.
Он также был постоянным участником театральных конкурсов, известных как Великий Дионисий, из которых он выиграл в общей сложности тринадцать раз..
Из приблизительно семидесяти до девяноста трагедий, написанных Эсхилом, только семь сохранились в первозданном виде до настоящего времени.
Работы, такие как Агамемнон, Носители освобождения и Eumenides. Точно так же «Персы», «Просители», «Семь против Фив» и «Прометей в цепях» являются частью его театрального драматического репертуара..
Софокл (496 г. до н.э. — 406 г. до н.э.)
Софокл был греческим трагическим поэтом. Среди многих нововведений, представленных в его произведениях греческой трагедии, стоит упоминание о третьем актере. Это дало Софоклу возможность глубже создавать и развивать своих персонажей..
По словам его историков, он написал около 120 работ. Согласно El Suda (древняя византийская энциклопедия X века), сегодня сохранились только 7 его полных сочинений: Царь Эдип, Эдип в Колоне и Антигоне Аякс, Трахин, Электра и Филокететы..
По мнению специалистов, его работы всегда завоевывали первую или вторую премию в театральных конкурсах, в которых он участвовал..
В его постановке он был вдохновлен человеческой природой и благополучием. Свою художественную карьеру он начал в 468 году. C., выиграв приз за свою работу и победив Эсхила в конкурсе.
Еврипид (484/480 до н.э. — 406 до н.э.)
Еврипид был греческим трагическим поэтом. Он считается специалистами (наряду с Эсхилом и Софоклом) одним из трех отцов греческой трагедии. На самом деле Еврипид был последним и, возможно, самым влиятельным в группе..
Как и все ведущие драматурги своего времени, Еврипид участвовал в ежегодных афинских драматических фестивалях, проводимых в честь бога Диониса. Он впервые участвовал в фестивале в 455 году и одержал первую из четырех побед в 441 году..
На протяжении всей своей карьеры поэта и драматурга он написал около 90 пьес. Однако только 19 из них выжили для нынешних поколений благодаря рукописям.
Одними из самых известных трагедий Еврипида являются Медея, Вакха, Ипполит и Альцестис. Также очень запомнились троянцы, Электра, Андромака, Елена, Орест, Ифигения между Тауросом и финикийцами..
Афинский Агатон (448 г. до н.э. — 400 г. до н.э.)
Агафон был афинским трагическим поэтом. Ему приписывают добавление музыкальных интерлюдий, оторванных от истории произведения. Кроме того, еще одно новшество, введенное Агатоном, заключалось в том, что персонажи их произведений вместо того, чтобы быть производными от греческой мифологии, были своими собственными изобретениями..
С другой стороны, Агатону приписывается только одна пьеса. Название этой работы, как полагают, La Flor. Только около 40 строк его письма сохранились для последующих поколений.
Керило (546 г. до н.э. — 460 г. до н.э.)
Керило был одним из старейших афинских трагических поэтов, о которых есть записи. Говорят, что он создал свою первую работу около 523 г. C. и это конкурировало с трагическим Эсхилом около года 498 a. С.
Некоторые источники приписывают ему 13 побед на конкурсах фестиваля Великой Денизы и определенные нововведения, сделанные в трагических масках и костюмах. Из его художественных работ, до наших дней сохранилось только название: Алоп.
Примечания
. Театр «Блэкфрайерс» — театр, основанный в 1596 г. в одном из помещений монастыря «Блэк Фрайере». Театр принадлежал Ричарду Бербеджу; в нем иногда играла и труппа Шекспира.
. Макманауэй, Джеймс (McManaway, James; род. 1901) — американский шекспировед.
. Саутгемптон, Генри (Southampton, Henry; 1573—1624) — покровитель Шекспира, которому он посвятил свои поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция».
. Эллис-Фермор, Юна (Ellis-Fermor, Una; 1894—1958) — профессор, английская исследовательница творчества Шекспира.
. F. Butler, The Strange Critical Fortunes of Shakespeare’s «Timon of Athens», Ames, 1966.
. M.A. Ridley, Shakespeare’s Plays, L., 1937, p. 191.
. A.C. Bradley, Shakespearean Tragedy, p. XIII.
. «Timon of Athens», ed. by H.J. Oliver, L., 1959, p. XXV.
. E. A.J. Honigmann, «Timon of Athens». — «Shakespeare Quarterly», vol. XII, 1961, No. 1, p. 20.
. Ibid.
. См.: E.C. Pellet, «Timon of Athens»: The Disruption of Feudal Morality. — «Review of English Studies», vol. XXIII, 1947, Oct., No. 92, p. 322.
. A.S. Collins, «Timon of Athens»: A Reconsideration. — «Review of English Studies», vol. XXII, 1946, No. 86, p. 98.
. M.C. Bradbrook, The Tragic Pageant of «Timon of Athens», Cambridge, 1966, p. 2.
. Ibid., p. 35.
. G. McManaway, Recent Studies in Shakespeare’s Chronology. — «Shakespeare Survey», 1950, p. 30.
. E.K. Chambers, Shakespeare. A Survey, p. 274.
. E.K. Chambers, Shakespeare. A Survey, p. 275.
. Ibid., p. 276.
. E.K. Chambers, Shakespeare. A Survey, p. 268.
. E. A.J. Honigmann, «Timon of Athenas», pp. 14, 20.
. A.C. Bradley, Shakespearian Tragedy, p. 203.
. J.F. Danby, Poets on Fortune’s Hill, L., 1952, p. 128.
. W. Raleigh, Shakespeare, N. Y, 1957, p. 115.
. E.K. Chambers, Shakespeare. A Survey, p. 274.
. Ibid., p. 268.
. W. Raleigh, Shakespeare, p. 112.
. A.S. Collins, «Timon of Athens»: A Reconsideration, p. 99.
. E.C. Pellet, «Timon of Athens»: The Disruption of Feudal Morality, pp. 323—324.
. W. Martin., Shakespeare’s «Timon von Athens» in der Wiederspiegelelangstheorie. — «Shakespeare Jahrbuch», В. 100/101 (1964—1965), Weimar, 1965, S. 238.
. Кстати говоря, памфлет Уилсона был опубликован, когда Шекспиру исполнилось всего восемь лет.
. W. Martin, Shakespeare’s «Timon von Athens» in der Wiederspiegelelangstheorie, S. 238—239.
. D. Cook, «Timon of Athens». — «Shakespeare Survey», 16, 1963, p. 83.
. D. Cook, «Timon of Athens», p. 84.
. D. Cook, «Timon of Athens», p. 86.
. К. Мюир, Шекспир и политика — Сб. «Шекспир в меняющемся мире», стр. 136.
. М. Монтень, Опыты, т. I, стр. 378.
. P. Alexander, Shakespeare’s Life and Art, L., 1939, p. 184.
. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М.. 1956, стр. 618—619.
. Там же, стр. 620.
. Плутарх, Сравнительные жизнеописания, т. III, стр. 286.
. D. Cook, «Timon of Athens», p. 84.
. «Timon of Athenas», ed. by H.J. Oliver, p. XLIX.
. P. Alexander, Shakespeare’s Life and Art, p. 186.
. U. EIlis-Fermor, «Timon of Athens»: An Unfinished Play. — «Review of English Studies», XVIII (1942), pp. 270—283.
. T. Spencer, Shakespeare Learns the Value of Money. — «Shakespeare Survey», 6, 1953, p. 77.
. «Timon of Athens», Ed. by H.J. Oliver, p. XXVIII.
. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 4, стр. 426.
. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 3, стр. 47.
. E. A.J. Honigmann, «Timon of Athens», p. 20.
. P. Alexander, Shakespeare’s Life and Art, p. 183.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Литература
- Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
- Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
- Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
- Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
- Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
- В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
- Э. Бикерман. Государство Селевкидов
- Э. А. Менабде. Хеттское общество
- А. Кравчук. Закат Птолемеев
- Владимир Миронов. Древние цивилизации
- Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
- Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
- Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
- Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
- Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
- Ян Марек. По следам султанов и раджей
- Роман Светлов. Великие сражения Востока
- Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
- коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
- Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
- А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
- М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
- Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
- Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
- Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
- Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
- В. М. Запорожец. Сельджуки
- М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
- М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
- Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
- Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
- Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
- Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
- Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
- Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
- Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
- Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
- Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
- Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
- Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
- Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
- Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
- Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
- Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
- Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
- Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
- Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
- Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
- Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
- Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
- Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней
Человек в трагедии «Царь Эдип»
Автор пишет свое произведение, основой которому послужил миф о Царе Эдипе. Но он пронизывает его тончайшей психологией, и смысл пьесы заключается даже не в роке, а в противостоянии человека судьбе, в самой попытке бунта, обреченной на поражение, но от этого не менее героической. Это настоящая драма, наполненная внутренними конфликтами и конфликтами между людьми. Софокл показывает глубокие чувства персонажей, в его творении ощущается психологизм.
Софокл не строил свое произведение только по мифу об Эдипе, чтобы основной темой не стала исключительно роковая невезучесть главного героя. Вместе с ней он ставит на первый план проблемы общественно-политического характера и внутренние переживания человека. Таким образом, обращая мифологический сюжет в глубокую социальную и философскую драму.
Главной идеей в трагедии Софокла является то, что человек при любых обстоятельствах должен сам отвечать за содеянное. Царь Эдип, после того как узнает правду, не ждет наказания свыше, а сам наказывает себя. Кроме того, автор учит читателя, что любая попытка отклониться от намеченного свыше курса – мираж. Людям не дано свободы воли, за них уже все продумано.
Эдип не колеблется и не сомневается перед принятием решений, поступает сразу и четко по морали. Однако эта принципиальность – тоже дар судьбы, которая уже все рассчитала. Ее не обмануть и не обойти. Можно сказать, что она наградила героя добродетельными качествами. В этом и проявляется некая справедливость рока по отношению к людям.
Душевное равновесие человека в трагедии Софокла полностью соответствует жанру, в котором исполнено произведение: оно колеблется на острие конфликта и, в конце концов, рушится.
Структура и композиция трагедии
Композиционно трагедия состоит из нескольких частей. Открывается произведение прологов – на город обрушивается мор, гибнут люди, скот, посевы. Аполлон приказывает найти убийцу предыдущего царя, и действующий царь Эдип клянется найти его во что бы то ни стало. Пророк Тиресий отказывается говорить имя убийцы, и когда Эдип обвиняет во всем его, то оракул вынужден открыть истину. В этот момент чувствуется напряжение и гнев правителя.
Во втором эпизоде напряжение не снижается. Следует диалог с Креонтом, который возмущен: «Нам честного лишь время обнаружит. Довольно дня, чтоб подлого узнать».
Приход Иокастры и рассказ об убийстве царя Лая от руки неизвестного, вносят смятение в душу Эдипа.
В свою очередь он сам рассказывает свою историю до его прихода к власти. Он не забыл об убийстве на перекрестке и сейчас вспоминает это с еще большей тревогой. Тут же герой узнает, что он не является родным сыном коринфийского царя.
Высшей точки напряжение достигает с приходом пастуха, который говорит о том, что он не убивал младенца, и тогда все становится ясно.
Композицию трагедии заключают три больших монолога Эдипа, в которых нет того прежнего человека, считавшего себя спасителем города, он предстает несчастным человеком, искупающим свою вину тяжелыми страданиями. Внутренне он перерождается и становится мудрее.
1.2. Образ царя в трагедии.
Снова Мойра вырастает над
миром, как маска Горгоны. Нет, она совсем не Дике, не высшая благая Воля, она —
лишь неумолимый порядок вещей, перед которым человек бессилен. Такова, согласно
Софоклу, правда жизни. В ней нет места воздаянию в смысле нравственной
ответственности. Ведь Эдип был преступником невольным. Судьба действует, как
бездушная машина.
Эсхил отождествил Рок и
Справедливость. У Софокла Мойра тоже справедлива, но какая это справедливость!
Она меньше всего похожа на небесный Промысл. Она просто действует как закон
причинных связей, равнодушный к внутреннему миру человека
Совершилось
преступление — не важно, сознательно или невольно; оно — реальный факт и влечет
за собой столь же реальные последствия. Здесь источник античного TERROR FATI —
«страха судьбы», немыми свидетелями которого остались маски греческого театра.
Конвульсивные гримасы этих бредовых ликов говорят о всепоглощающем ужасе
человека, подавленного Неведомым
Но, рисуя борьбу Эдипа с
Роком, Софокл не мог стать на сторону Судьбы, как не мог бы быть на стороне
чумы, свирепствовавшей в Афинах. Поэтому поражение Эдипа он в каком-то смысле
изобразил апофеозом.
Страдание делает
злосчастного царя прекрасным, зрители плачут вместе с ним. Как Сатана,
терзавший Иова, но не тронувший его души, Фатум побеждает Эдипа лишь внешне.
Внутренне же он остался свободным; скорби и муки очищают его. Он — выразитель духовного
начала, нравственной воли человека. Зритель видит его духовную силу и ощущает
его невиновность, хотя в трагедии об этом не сказано почти ни слова. И, таким
образом, Эдип одновременно оказывается и жертвой, и победителем Судьбы.
Означало ли это призыв к
титаническому восстанию против Неведомого? Вероятно, Софокл пережил нечто
подобное. Но бунтом, как говорил Достоевский, жить нельзя, и вот Софокл
мучительно ищет нового решения, пытаясь вернуться на путь, указанный Эсхилом.
Через двадцать лет после
«Царя Эдипа» престарелый поэт вновь, как Гете к «Фаусту», возвращается к
прежней теме и пишет драму «Эдип в Колоне». Действие ее разворачивается на
родине поэта, в предместье Афин — Колоне.
К священной роще эвменид
приходит убеленный сединами бездомный старик: это Эдип, которого сыновья не
желали принять в Фивы даже по прошествии многих лет. Только нежно любящая дочь
царя Антигона сопровождала Эдипа во всех его странствиях.
Старец окрылен тем, что
попал к эвменидам. Ему было открыто богами, что именно под их сенью он обретет
вечный покой, что здесь, вознагражденный за страдания, он сделается носителем
особого дара: там, где он останется — живой или мертвый,— навсегда воцарится
мир и процветание.
Колонцы, узнав в слепце
печально знаменитого Эдипа, умоляют его покинуть город: они боятся гнева богов.
Царь старается тронуть их сердца рассказом о своей участи, просит не гнать его
хотя бы ради дочери. И тут впервые он говорит о своей вине, доказывая, что он
скорее жертва, чем преступник. В его слова Софокл вкладывает уже новый взгляд
на грех: он не желает более примиряться с механическим понятием скверны. То,
что Эдип был преступником невольным, в корне должно менять дело.
Но разве я знал, что творю?
Я пред богами невинен!
Когда люди узнают, что
Эдип чист и что боги дали ему волшебный дар, начинается борьба за него. Теперь
он уже становится всем нужен. Сыновья шлют гонцов, прося его вернуться, но
старик не может забыть их жестокости и не желает идти к ним. Он остается в
Колоне, куда его приглашает афинский царь Фесей.
Наступает последний час,
возвещаемый раскатами грома. Боги возносят Эдипа, он получит вечную жизнь и
станет гением-хранителем приютившей его земли.
По замечанию одного
исследователя, Софокл хотел «в лице своего Эдипа освободить человека от
страшной тяжести идеи рока, доказать ему, что его судьба сплетается для него
справедливыми и милостивыми богами».
Боги были виновны перед
страдальцем, и вот они искупили свою несправедливость; все участники драмы
расквитались между собой. Таким образом, Софокл возвращается к вере в
божественную Дике, но спасение от мучительного рабства Фатума поэт видит в
старой религии, а это была попытка, заранее обреченная на неудачу. Софокл явился,
по существу, последним настоящим язычником. Он не смог вдохнуть новую жизнь в
отеческую веру.
Зарождение и развитие греческой трагедии
источник
Точное происхождение греческой трагедии до сих пор является предметом споров среди ее ученых. Некоторые связывают это с более ранней формой искусства, драматическими декламациями эпических стихов. Другие предполагают, что его происхождение связано с ритуалами, проводимыми в культе Диониса (греческого мифологического бога экстаза)..
В этом смысле Дионис является одним из нескольких божеств, чей популярный культ практиковался по всей Греции. Пространственно связан с Афинами и Фивами.
Среди ритуалов в его честь была ритуальная песня под названием trag-ódia, а также использовалось использование масок. На самом деле, Дионис стал известен как бог театра.
С другой стороны, другой из ритуалов, определенных как происхождение греческой трагедии, были обрядами питья. В них преданные пили, пока не потеряли полный контроль над своими эмоциями и не стали другими людьми, такими как актеры, когда они действовали.
Со своей стороны, философ Аристотель утверждал, что греческая трагедия произошла от дифирамба, хорового танца, связанного с поклонением Дионису. Считается, что его пел круговой хор (корос) из пятидесяти певцов..
Наконец, другие ученые, отличные от Аристотеля, приписали происхождение трагедии Тэспису. Это был поэт шестого века, который представил выступления актера в хоровых представлениях.
развитие
В пятом веке греческая трагедия была представлена только на винных фестивалях: Дионисий и Ленеас (оба в декабре) и Великий Дионисий (в марте). Представления были сделаны в круглых кинотеатрах под открытым небом, похожих на спортивные арены..
У первых трагедий был один актер, который замаскирован и носил маску, которая позволяла ему делать представления о богах. Позже актер разговаривал с руководителем хора, группой из 15 актеров, которые пели и танцевали, но не разговаривали.
Впоследствии актер переоделся во время презентации (используя небольшую палатку за сценой). Таким образом, они могли бы разделить работу на разные эпизоды.
Хотя сценарий был исключительно для актеров мужского пола, была введена модификация для представления женщин и пожилых людей. Он состоял в разделении хора на разные группы для представления даже других второстепенных персонажей мужского пола.
Позже три актера были допущены на сцену. Это число было увеличено до тех пор, пока на сцене не работали многие переводчики (при условии, что они не участвовали в диалогах). Это последнее изменение позволило увеличить финансовую поддержку произведений, что привело к улучшению костюмов для представлений.
Противоречие трагедии «Эдип-царь»
Софокл в трагедии «Эдип-царь» ставит одно из ключевых противоречий своего времени: свободная воля человека и воля богов.
Для античной поэзии, особенно для трагедии, материнской почвой послужила мифология. У каждого трагика она получает свое истолкование. Так, Софокл использовал миф о царе Эдипе с целью показать столкновение воли богов и воли человека. В трагедии «Антигона» он воспевает человеческий разум, а в трагедии о царе Эдипе поднимает человека еще выше. Софокл показывает силу характера человека, его стремление направить жизнь так, как хочется ему. И пусть человеку не под силу избежать бед, предначертанных богами, причиной этих бед становится характер, проявляющийся в действиях, которые ведут к исполнению божественной воли. Главное противоречие трагедии Софокла «Эдип-царь» — свободная воля человека и его обреченность.
Статья: Проблема рока и свободной воли человека в трагедии Софокла «Эдип-царь»
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
В этом произведении Софокл рассказывает о судьбе Эдипа, сына царя Лая, которому была предсказана смерть от руки собственного сына. Лай приказал проколоть ноги младенцу и бросить его на горе Киферон. Но раб, которому было приказано это сделать, спас младенца. Эдип был воспитан коринфским царем Полибом.
Замечание 1
В переводе с греческого Эдип означает «с опухшими ногами».
Эдип, уже будучи взрослым, узнал от оракула, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Он ушел из Коринфа, считая царя и царицу своими родителями. Эдип по дороге в Фивы в ссоре убил неизвестного старика. Старик этот оказался Лаем. Эдип сумел освободить Фивы от Сфинкса, за что был избран царем и женился на вдове Лая Иокасте, собственной матери. На протяжении многих лет царь Эдип пользовался любовью народа.
Но однажды в Фивах случился мор. Софокл начинает трагедию как раз с момента, когда хор молит царя избавить город от этой страшной беды. Оракул объявляет, что причиной этого несчастья является то, что среди граждан находится убийца, и его следует изгнать. Царь Эдип ищет преступника, не догадываясь, что он сам является им. Когда же он узнал истину, он ослепил себя, считая, что это заслуженное наказание за его преступление.
Заключение
Подводя итог работы, можно сделать
следующие выводы.
Одно из центральных
понятий, используемых Фрейдом – Эдипов комплекс, который является так же одним
из основных понятий всего психоанализа. Согласно современному определению, Эдипов
комплекс (или отцовский комплекс) – это группа в значительной степени
бессознательных идей и чувств, концентрирующихся вокруг желания обладать
родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола. У мальчиков
это обычно проявляется ненавистью к отцу или даже желанием его смерти с
одновременной любовью к матери. Обратный (негативный) Эдипов комплекс
проявляется, наоборот, в любви к отцу и неприязнью к матери. Однако, очень
часто эти две формы комплекса сочетаются, в результате чего формируется амбивалентная,
двойственная установка по отношению к родителям (идея амбивалентного отношения
к отцу четко прослеживается в дальнейшем рассуждении Фрейда).
Согласно классической
теории психоанализа, Эдипов комплекс – явление универсальное, которое наследуется
человеком филогенетически и с необходимостью проявляется на определенной стадии
развития либидо (сексуальное влечение) и Я ребенка (в возрасте от 3 до 5 лет).
Свое название комплекс берет из древнегреческой мифологии: согласно легенде,
царь Эдип убил отца и женился на своей матери, не зная о своем родстве с ними.
Для успешного развития ребенок должен преодолеть Эдипов комплекс. Для этого он
обычно должен идентифицировать себя с родителем своего пола и временно
отказаться от сексуальных претензий по отношению к родителю противоположного
пола. Временно постольку, поскольку эти претензии вновь открываются в более
позднем зрелом возрасте во время выбора индивидом объекта полового влечения,
однако, уже по отношению не к родителю, а к этому объекту, который отождествляется
у индивида с одним из родителей.
Идея Эдипова комплекса
возникла у Фрейда в результате самоанализа после смерти его отца в 1827.
Впервые Фрейд упоминает о своей гипотезе в письме другу Флиссу в 1897 году. В
работах по психоанализу впервые понятие Эдипова комплекса появляется в 1900
году.
Фрейд дал весьма смелую
интерпретацию проблемы происхождения религии. В сущности он показал, что
религия имеет глубоко иллюзорную природу, что корнями своими она уходит
неразрешенный Эдипов комплекс молодого Человечества. В своих рассуждениях Фрейд
приходит к выводу о том, что общественное сознание проходит в своем
историческом развитии те же стадии взросления, что и индивидуальное сознание
каждого члена общества. Поэтому возможно, что феномен Эдипова комплекса имел
место и в отношении общественного сознания на определенном этапе его развития и
привел в конечном итоге к возникновению религии в своем современном виде.