«цыганы» — краткое содержание поэмы а.с. пушкина, история создания

Анализ поэмы цыганы пушкина

Персонажи поэмы

Произведение повествует о ветреном цыганском характере и нравах вольного народа. В ней автор затрагивает тему человеческих страстей и на примере отношения персонажей показывает, как свободолюбие, эгоизм и ревность могут изменить судьбу. Главные герои «Цыганы» Пушкина:

  • Алеко. Беглец, желающий открыть для себя вольный мир. Безумно влюблен в цыганку Земфиру, которую ревнует и боится потерять.
  • Земфира. Простая дикая цыганка, которая не стесняется выражать свои чувства и не может жить без настоящей любви. Обожает играть на чувствах и ценит личную свободу.
  • Отец Земфиры. Мудрый старый цыганин с жизненным опытом, глава маленькой цыганской семьи (он и дочь Земфира). Живет по совести и не стремится к осуждению других. Добр, кроток, незлоблив и великодушен.
  • Молодой цыган. Новый возлюбленный Земфиры, который погибает от руки ревнивого соперника.

Середина произведения

На следующее утро старая цыганка разбудила дочь и мальчика. Табор собирается отправиться в путешествие. И сердце Алеко сжимается от печали при виде безлюдной равнины.

Почему ты хочешь? Почему так горько? Земфире любопытно узнать, из-за чего грустит возлюбленный. Они начинают говорить. Земфира опасается, что Алеко скучает по своей прежней жизни, от которой она решила отказаться. Но мальчик успокаивает ее и говорит, что счастлив оставить в прошлом «плен удушающих городов».

В прошлой жизни она отказалась, не было любви и веселья, а теперь она хочет всегда быть с Земфирой.

Старик подслушал их разговор и рассказал старинную легенду о поэте, отправленном царем в ссылку. Но в душе поэта не хватало родной земли, несмотря на гостеприимство и заботу местного населения. Алеко угадывает в герое повести Овидия, его поражает эфемерность славы и превратности человеческой судьбы.

Алеко живет в лагере два года и скитается с ним. Он чувствует себя свободным и счастливым и совсем не хочет своей прошлой жизни. Он зарабатывает себе на хлеб тем, что водит по деревням дрессированного медведя и забавляет местное население.

Ничто не нарушает покой его души. Пока однажды Алеко не услышит песню Земфиры «Старый муж, грозный муж, порежь меня, сожги меня».

Песня вызвала смятение в душе Алеко. В этой песне девушка поет, что разлюбила его. Мальчик просит прекратить петь, но девочка продолжает. И в этот момент Алеко понимает, что Земфира своим поведением и своим пением подтверждает самые сокровенные ее опасения: она ему изменяет. Она разлюбила!

В ту же ночь девочка будит отца и говорит, что Алеко звонит ей во сне и горько плачет. Но сердце просит воли, любовь Алеко уже беспокоила ее. Мальчик просыпается, и к нему подходит Земфира. Юноша интересуется, где его возлюбленная? И она отвечает, что была с отцом, потому что не вынесла душевных мучений Алеко во сне. Мальчик говорит, что ему приснилось, что Земфира изменяла ему с другой. Но девушка просит не верить в хитрость снов.

Алеко идет поговорить со старым цыганом. И старик просит мальчика не предаваться большой печали, потому что это может погубить душу. В этот момент мальчик признается, что причина его душевных переживаний — безразличие возлюбленной. Цыганка утешает Алеко, утверждая, что Земфира похожа на ребенка. А женское сердце любит, играет, и никто не волен распоряжаться женским сердцем, любить или нет. Но юноша помнит дни и часы любви и страсти, он безутешен в своих страданиях.

Мальчик уверен, что Земфира потеряла к нему интерес и, скорее всего, нашла другого. Также старый цыган рассказывает свою историю скорбящей юности.

В его рассказе рассказывается о том, как в юности он любил прекрасную и сверхъестественную Мариулу, как с трудом добивался взаимности. Но молодость прошла быстро, а любовь Мариулы закончилась еще быстрее. И в один прекрасный день Мариула уехала с другим лагерем, оставив ему маленькую дочь Земфиру и разбитое сердце.

И с того дня все женщины мира возненавидели его. Алеко спросил, почему он не отомстил обидчику? Почему он не вонзил кинжал в грудь своей неверной жены и ее любовника? Но старик ответил, что любовь нельзя сдержать или вернуть. То, что было потеряно! Алеко сказал старику, что сам он не такой благородный и хочет отомстить.

Прямо сейчас у Земфиры свидание с красивой молодой цыганкой. И они договариваются о встрече, чтобы снова встретиться сегодня вечером, когда взойдет луна. Алеко очень беспокойно спит и, проснувшись, не находит Земфиру рядом с собой. Он встает и выходит из палатки. Его охватили страх, тревога и подозрение. Алеко обходит палатку, размышляет, а затем замечает еле заметные следы, исходящие от насыпи.

И мальчик решает пойти по стопам. Вдруг он видит перед собой две тени и слышит голоса влюбленных, которые никак не могут разойтись. Он узнает Земфиру по одному из голосов. Девушка просит своего нового возлюбленного сбежать, но ему некогда защищаться — и Алеко вонзает нож ему в спину. В полном ужасе Земфира кричит, что ненавидит и проклинает Алеко. И в этот момент он убивает ее.

Новый день встретил Алеко, сидящий на холме с окровавленным ножом в руке. Перед ним лежали два трупа. Члены племени приветствуют умерших и роют им могилы, готовятся к церемонии.

Старый цыган, отец Земфиры, сидит в каком-то трансе, задумчивый. После захоронения умерших он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!» Он говорит, что цыгане не могут и не хотят жить рядом с убийцей, который хочет свободы только для себя.

Как только старик произнес свой монолог, лагерь ушел. И в поле осталась только одна повозка. Настала ночь, но никто не разводил перед ней костер, и никто не приходил туда ночевать.

Краткая и емкая характеристика Алеко

Пушкину захотелось поселить ставшего уже популярным, благодаря Байрону и прочим романтикам, героя, уставшего от и его ограничений в чистую среду. Алеко, будущий муж Земфиры, попав к детям степей провозглашает, что связи с прошлым и миром городов порваны. Он не хочет врать себе и другим, ищет простоты чувств и свободы от суеты наук и толпы. Цыгане привлекают его именно внутренней свободой и детской искренностью.
Герой хочет любить открыто и жить без условностей.

Внимание!
Но как только мечты сталкиваются с реальными проявлениями этой нравственной свободы и призывами к чувственным порывам, герой вспоминает все надоевшие ему идеал

Трагические персонажи по Пушкину

Страшный поступок, когда любящий человек хочет лишь мести любимому, а не счастья, пусть и далеко от него. Эти эмоции приписываются Пушкиным большинству, так называемых трагических персонажей, ставшим популярным в годы всеобщего сплина и тоски, покорившим высший свет.

Эти молодые люди носили трагические маски, томно вздыхали и ругали современное им общество с его не правильными и низкими устоями и правилами
. Они стремились вернуться в «золотой век» где жилось смело и дерзко, чувства были настоящими, а люди искренними. Пушкин на примере своего героя показывает, что могут они принести в этот золотой мир – горе и смерть.

Поэма «Цыганы», краткий анализ

Пушкин, поэма «Цыганы», краткое содержание

Мягкий облик Платона

Самым значительным персонажем из простонародья, безусловно, является Платон Каратаев. Именно в его уста вложена авторская концепция общей жизни и смысла существования человека на земле. Читатель видит Платона глазами Пьера Безухова, попавшего в плен к французам. Именно там происходит их знакомство. Под влиянием этого простого человека образованный Пьер меняет своё мировоззрение и находит верную дорогу в жизни. С помощью описания внешности и речевой характеристики автору удаётся создать неповторимый образ. Круглый и мягкий облик героя, неторопливые, но ловкие движения, ласковое и приветливое выражение лица излучают мудрость и добро. Платон с одинаковым участием и любовью относится к товарищам по несчастью, к своим врагам и к бродячей собаке. Он олицетворение лучших качеств русского народа: мира, добра, душевности. Речь героя, насыщенная поговорками, присказками, афоризмами, льётся размеренно и плавно. Он неспешно повествует о своей нехитрой судьбе, рассказывает сказки, напевает песни. Мудрые выражения легко, как птицы, слетают с его языка: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «Не нашим умом, а Божьим судом». Постоянно занятый полезным трудом, Платон не скучает, не рассуждает о жизни, не строит планов. Он живёт сегодняшним днём, во всём полагаясь на волю Бога. Познакомившись с этим человеком, Пьер понял простую и мудрую истину: «Жизнь его, как он сам смотрел на неё, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Очень кратко рассказ Цыганы Пушкина

Вечером в кочевом лагере старый цыган ждет свою дочь, ушедшую гулять в поле. Земфира возвращается не только, но и с молодым человеком по имени Алеко. Он сообщает отцу, что решил оставить прежнюю жизнь и стать цыганом. Старик тепло приветствует Алеко в лагере.

Начинается кочевой образ жизни юноши, он влюбляется в Земфиру и привыкает к цыганской жизни. Но спустя два года молодой человек слушает песню своего цыгана и понимает, что Земфира его разлюбила. Ночью молодая цыганка слышит рыдания и стоны Алеко, но она идет к отцу и говорит ему, что ее сердце похолодело по отношению к Алеко, который хочет свободы.

Позже молодой человек, разговаривая с отцом Земфиры, обнаруживает, что его мать сбежала от него со своим возлюбленным в другом лагере. Алеко удивлен, что старик не захотел мстить преступникам.

В одну лунную ночь Земфира назначила встречу со своим тайным возлюбленным, молодой цыганкой. Но их выследил ревнивый мужчина. В приступе ярости он лишает жизни цыганку и свою возлюбленную. И осталось просидеть на их окровавленных телах до утра.

Утром их находят цыгане и хоронят мертвых. Отец Земфиры изгоняет Алеко с поля. Он обвиняет его в том, что он гордый человек, и желает воли исключительно для себя.

Поле взлетает и уходит. Остается только карета Алеко.

2 вариант

Нередко писатели черпают вдохновение из действительности и обстоятельств, в которых пребывают. Пушкин в 1824 году пребывал в ссылке в городе Кишинев и там сумел пробыть более двух недель в цыганском таборе. Этот опыт позволил ему создать поэму Цыганы, которая описывает существование цыганского табора.

По сути, эта поэма предлагает читателям рассмотреть проблематику двух разных миров. С одной стороны мы видим мир цивилизации и культуры, выходцем из которой является Алеко. С другой стороны перед нами цыганский табор – фактически дикое существование.

Мир цивилизации существует по законам и правилам, от которых, по сути, и ежит Алеко. Ведь принятые правила вырождаются в низость и грязь под воздействием человеческой природы (имеется в виду, конечно, отрицательная сторона этой природы).

Формально Алеко убегает от закона, от людского закона. Однако, вероятно, в этом Пушкин также имеет в виду не только преследование законом как таковым, но и бегство от человеческого закона подлости. Главный герой поэмы сетует на низость устоев и скованность людей, которые как бы сами себя держат в загоне фальши.

Бежит главный герой в цыганский табор, который существует как бы вне закона. Там действует традиция и ритуал. Некая подлинная человечность, которая регулирует повседневность свободных людей.

Представительницей цыганского табора в поэме по большей части являются цыганка Земфира, которая становится возлюбленной Алеко и рождает ему сына и мудрый отец Алеко, который наставляет героя касательно цыганских порядков. Сначала главный герой принимает новый мир, он становится его частью, обосновывается, получает семью и источник заработка.

Тем не менее, в действительности этот герой не меняется полностью и в завершение поэмы мы понимаем – он убегал не только от человеческого общества, но и от самого себя. Он остается один, и даже цыгане уходят этого ревнивца, который уничтожает свою супругу и ее любовника. Алеко не может примириться и с новым миром и его порядками, которых как бы и не существует.

Мудрый цыган рассказывает герою о любви цыганок и просит не сетовать на временность этого феномена. Цыганки могут полюбить другого и не стоит ждать чего-то другого.

Традиция цыган заключается в свободе, в том числе и в том, чтобы предоставить свободу другому. Они предоставляют Алеко сделать собственный выбор, но не хотят больше иметь с ним ничего общего. Алеко в свою очередь не понимает этого неписанного закона свободы и не может предоставить свободы другим, хотя и хочет свободы для себя.

Поэма завершается сценой его одиночества. Он как бы оказывается между двумя мирами в полной пустоте, в которой ему предстоит понять себя.

По структуре поэма близка к романтизму, хотя Пушкин и вносит некоторое новаторство для своего времени. Из основных образов, которые использует автор, следует отметить образ Луны, который также представляет собой душу главного героя.

А. Пушкин «Цыганы»: анализ поэмы

January 22, 2014

В раннем творчестве Александр Сергеевич очень часто копирует мысли Байрона и Руссо. Эти писатели являлись кумирами для великого русского поэта, но период романтизма прошел, а с ним появились новые мысли о мироздании, отношении людей в обществе. Пушкин начал мыслить более реалистично, поэтому вступил в некий спор с Байроном. Начал он его в поэме «Кавказский пленник», которая написана была в духе романтизма, но этот романтизм был скорее критическим. Поэт пришел к выводу, что возвращение человека в естественную среду обитания является шагом назад, а не вперед. Такое поведение Александр Сергеевич воспринимает как измену предназначению человека, которое определено Творцом.

Искусственный возврат человека в природу

Александр Пушкин «Цыганы» написал в 1824 году, поэма являлась продолжением начатого эксперимента и завершением спора с романтиками. Чтобы более реалистично описать события в своем произведении, писатель несколько недель прожил в цыганском таборе в Кишиневе, испробовав на себе все прелести свободной жизни. Герой поэмы «Цыганы» Пушкина Алеко очень похож на самого автора, даже имя выбрано созвучное с Александром. Поэт, будучи в ссылке в Молдавии, часто сравнивал себя с Овидием, он томился в духоте городов – все это присутствует и в произведении.

Главный герой устал от цивилизации, и вот ему предстоит открыть для себя новый мир, в котором люди лишены всяких предрассудков, они свободны, просты, им не свойственно притворство или искусственность. Пушкин «Цыганы» написал, чтобы показать, подействует ли на внутренний мир человека изменение круга общения, условий жизни. Алеко оказался в цыганском таборе, он попал именно туда, куда и хотел. Предполагается, что главный герой должен раскрепоститься, обрести душевное спокойствие, но этого не случилось. Желанное обновление не принесла даже любовь к Земфире.

Решение проблемы «человек и среда»

Пушкин «Цыганы» сочинил с целью показать ошибочность суждений Руссо, который считал, что каждый человек может найти гармонию на лоне природы. Алеко ненавидит общество, торгующее своей волей, но сам же поступает так, как и презираемые им люди. Главный герой оказался в мире, о котором давно мечтал, но своего одиночества преодолеть так и не смог. Алеко гордо заявлял, что никогда не откажется от своих прав, но какое же тогда он имел право лишать жизни другого человека или контролировать его чувства?

Пушкин «Цыганы» создал, чтобы показать, что современный человек не может переступить через свои убеждения. Алеко потерпел поражение, потому что, несмотря на его громкие заявления, герой сам оказался защитником духовного рабства. В раннем творчестве поэт в центральное место помещал героя, которого ассоциировал с собой. В этой же поэме главного персонажа изобразил объективно Пушкин. «Цыганы», анализ которых показал, насколько изменились взгляды автора, стали первым произведением, в котором Александр Сергеевич смотрит на героя со стороны. В поэме очень хорошо виден переход Александра Пушкина от романтизма к реализму.

Вариант 2

Сюжетная композиция произведения выстроена вокруг любовных отношений двух главных персонажей поэмы, Алеко и Земфиры, раскрывающихся в ключевом конфликте поэмы, заключающемся в столкновении двух частей человеческого существования в виде современного, цивилизованного мира и первобытного, простого.

Фабула произведения демонстрирует закон, регулирующий определенный жизненный порядок и установленные у отдельных категорий населения ритуалы, осуществляющие своеобразный контроль.

Во вступлении произведения поэт представляет красивую и лиричную экспозицию в виде описания природного ландшафта и организации непритязательного быта цыганского табора, счастливого в своей свободе, единении с природой.

Поэма повествует о бегстве главного персонажа Алеко от влияния загнивающего современного мира в свободное общество цыганского табора, где не существует, с его точки зрения, злодеяний общества и где он находит свою любовь в лице прекрасной Земфиры. Поэт подчеркивает свободолюбие, вольность представителей цыганского табора, но в то же время отмечает их лень, непросвещенность, дикость, нежелание работать, отсутствие любых общественных законов, а также описывает в качестве характерных черт цыган их трусость и робость.

Однако и здесь герой сталкивается с людскими пороками в виде блуда его возлюбленной, тем самым доказывая бесполезность поступков главного героя, желающего обрести личную свободу, покинув неволю душного города, которая даже в среде примитивных людей не дает гарантии обретения истинного человеческого счастья. Поэт изображает образ Алеко в сравнении с перелетными птицами, не имеющими постоянного гнездования.

Повествование в поэме осуществляется с использованием четырехстопного ямба и четырехстопного хорея, которым излагается песня о птице в виде лирического отступления, напоминающего евангелистский текст. Тем самым поэт подчеркивает величайшую божью заповедь о запрете на убийство себе подобного.

Кульминацией произведения является описание сцены у кладбищенской могилы, в которой похоронены главная героиня и ее истинный возлюбленный, убитые ревнивый Алеко, но пред этим этому событию предшествует песня девушки, изложенная поэтом в виде двустопного ямба и представленная в качестве своеобразного предисловия к трагическому финалу.

Передаваемый поэтом смысл поэмы состоит в вечном человеческом поиске счастья, сопровождающегося совершением низменных поступков.

Анализ произведения

Итак, ревнивец из поэмы «Цыганы», губящий сразу две молодые жизни поступает так только из-за чувства оскорбленной гордости, ведь его посмели бросить. Он написан словно в пику всем романтическим героям, и в частности Байрону. Эти персонажи горели от ненависти и презрения к обществу и его обманчивым идеалам. Они убегали в горы и поля, слали небесам проклятия с призывами излить свою ярость на эти прибежища порока.

Герои-романтики искали у природы истины и естественности, она примиряла их с миром, давала идеал. Алеко также скучает и тоскует от того, что все познал и перечувствовал. Он много страдал и теперь хочет покоя. Но когда мужчина попадает в тот мир, который считал идеальным, открывается его истинное лицо
.

Гений автора выше романтических условностей, однобоких характеристик и обманов. Он рисует ситуацию, показывающую, что человек не умеющий построить отношения в своем круге, не нашедший друзей и любовь в своем мире, не способен делать это в новом.

Все то демоническое, косное и низменное, в котором Алеко обвиняет окружающее общество, находится в нем самом и проявляется при первых трудностях
. Как только любимая хочет уйти он сразу же вспоминает о праве собственности мужчины на отдавшуюся ему женщину, о гордости мужской, поруганной .

Внимание!
Именно гордость,
а не несчастная любовь и приводит к трагедии, и цыгане, сохранившие детские черты характера видят истинную причину и не смиряются с ней

Особенности цыганской души

Вообще у Пушкина цыганы главные герои
сильны, свободны, щедры и доверчивы, как дети. И вместе с тем, люди до краев наполнены мудростью, собирая ее по крупинкам ото всех, с кем встречаются на своем пути, и перерабатывая под свои идеалы.

Показательна история старика об Овидии, который в этих краях, обласканный любовью и заботой, горько страдал в тоске по . Мудрый цыган видит Алеко насквозь и говорит о том, что от себя сбежать невозможно – человек везде приносит свой внутренний мир с его кошмарами и проблемами.

В противовес Алеко, Земфира и ее отец не видят зла в других и не бегут от мира. Они живо реагируют на людей, радостно ищут встречи и доверчиво слушают чужие истории
. Законы общества, частной собственности, брака не интересуют их и им не понятны. Цыгане принимают пришлого человека, как родного и равного, его метания не затрагивают героев. Удивлена и очарована только Земфира, но и она скоро разлюбила и променяла Алеко на своего.

История создания

История создания поэмы «Цыганы» Пушкина
начинается со ссылки под Кишинев, где он впервые так близко узнал быт цыган, и отразил его в своих стихах. Его удивила свобода в отношениях между мужчинами и женщинами и философское понятие цыган о свободе , ведь цивилизованный человек вкладывает в понятие любви столько ограничений и требований. У поэмы «Цыганы» Пушкина год написания совпадает с временем ссылки – 1823 – 1824 годы.

Для того времени сюжет «Цыганы»
Пушкина не совсем традиционен. Сначала все обычно – в кочующий стан цыган приходит молодой человек, он напоминает Печорина или , пресыщенный светом и его уловками, ищущий свободы и отдыха, чистой любви и настоящих людей.

Земфира, дочь старого цыгана, влюбляется в Алеко и становится его женой. Отец не мешает влюбленным, не учит и не запрещает.

Несколько счастливых лет проходят в любви, путешествии, заботе о хлебе. Но именно в этот момент меняется привычная линия романтических поэм.

В поэзию кочевой жизни врывается реальная жизнь и проверяет героя на прочность. Гениальность Пушкина в том, что его герои
Алеко и Земфира
не остались картонными образами романтиков, а превратились в живых и трагических персонажей.

После того, как юная жена признается сначала в песне, а потом открыто, что полюбила другого, герой из Манфреда превращается в Отелло при цыганке Земфире.
Он забывает, что сам провозглашал свободу и честность, не слышит грустной истории любви отца жены о том, как он остался с брошенной ветреной матерью маленькой дочкой, но сохранил любовь в своем сердце.

В финале Алеко
подстерегает любовников и убивает сначала мужчину, затем неверную жену. Цыгане в лице отца Земфиры обвиняют его в гордости и эгоизме, а также желании воли только для себя. Они бросают его с телегой и уходят по своему пути. Но и Алеко исчезает.

«Истолкование поэмы А. С. Пушкина «Цыганы»»

В 1824 году во время кишиневской ссылки была написана поэма Пушкина «Цыганы». По свидетельству современников, молодой поэт провел несколько дней в цыганском таборе, где повстречался с Земфирой. Поэма вышла отдельным изданием, без имени автора, с пометкой на титульном листе: «Писано в 1824 году». Вместе со второй главой «Евгения Онегина» книга была послана с А. Г. Муравьевой в Сибирь друзьям-декабристам. Герой южной поэмы Алеко, как и все романтические герои, молод, красив и несчастен. Образ его размыт, известно лишь имя. Он приходит в цыганский табор, чтобы обрести желанную для себя свободу. Там он находит любовь. Однако со временем чувство Земфиры проходит, и она уже любит другого. Алеко же, не признающий свободного выбора других людей, убивает любовника. Таков незамысловатый сюжет поэмы.

Стал ли счастлив и свободен наш герой? Он любит цыганку Земфиру, но с этим чувством к нему приходит лишь несчастье и презренье. Алеко, желающий для себя свободы, не желает признавать ее в другом человеке. В поэме появилась одна из характерных для романтического героя черт — эгоизм и несовместимость с окружающим миром. Алеко был одинок в цивилизованном мире, откуда бежал, но это чувство не оставило его и в обществе простых «детей природы», цыган, куда он так стремился.

Из «неволи душных городов» принес в цыганский табор свой индивидуализм Алеко. Его встретили «вольные» и «веселые» люди. Он же не умеет принять их нравы, поступает так, как считает нужным, любит для себя.

Личность Алеко получает отпор. Старый цыган объясняет, что свобода — нелегкая вещь. Он говорит юноше:

Но не всегда мила свобода Тому, кто к неге приучен.

В подтверждении своих слов старик рассказывает о горькой участи Овидия, высланного из Рима в эти свободные, но дикие края. Алеко горестно восклицает, будто обращаясь к тени прославленного поэта:

Так вот судьба твоих сынов, О Рим, о громкая держава! Певец любви, певец богов, Скажи мне, что такое слава?..

Слова «свобода» герой не услышал. Он думает о славе, выслушав рассказ старого отца Земфиры, хотя считает, мечты его связаны со свободой. Этим Алеко выявляет в своей душе пока, быть может, неосознанное стремление к славе, эгоистичное начало. Именно себялюбие героя приводит к убийству молодой цыганки Земфиры и ее возлюбленного.

Абсолютная свобода в любовных отношениях не предполагает никаких обязательств. Она показана Пушкиным через поведение Земфиры и ее матери Мариулы. Такая независимость вовсе не приводит к счастью. Старый цыган философски принимает такой миропорядок, смиряется со своей участью, считая, что «чередою всем дается радость, что было, то не будет вновь». В среде простых людей человек имеет право делать выбор. Здесь нет законов и условностей, но здесь нет места и гордыне. Алеко же хочет «воли» только для себя, не считаясь с чувствами живущих рядом людей. Поэтому устами старого цыгана выносится приговор Алеко, нарушившего порядок в жизни цыганского табора:

«Оставь нас, гордый человек! Мы дики; нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним — Не нужно крови нам и стонов — Но жить с убийцей не хотим… Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли…»

Теме внутренней несвободы посвящена поэма Пушкина «Цыганы». Критическое разоблачение романтического героя, романтического идеала свободы составляет ее содержание.

В поэме отражается кризис романтического мировоззрения поэта, надеявшегося на близкую победу революции на Западе и в России.

Романтический период в творчестве А. С. Пушкина был коротким, поэтому произведений, относящихся к этому направлению литературы, у него не много. Однако тема любви во всех южных поэмах Пушкина играет немаловажную роль. Поэт создает свой стиль, образ этого чувства, исходя из собственного видения предмета изображения. Многие поэты после А. С. Пушкина брали за идеал его понимание любви.

Идея поэмы Пушкина «Цыганы»

Поэма «Цыганы» является отражением как личной жизни Пушкина в южной ссылке , так и литературных влияний. Наблюдения над жизнью полувосточного Кишинева, знакомство с бытом бессарабских цыган заставили Пушкина всмотреться в своеобразное местное понимание «любви», которое было совершенно чуждо культурному человеку. Этот интерес Пушкина выразился также в стихах «Черная Шаль», «Режь меня, жги меня».

Оказалось, что среди цыган сохранилась еще та свобода любовных отношений, которая носит черты первобытного общества и в культурной среде давно заменена цепью зависимостей – от писаных законов до условий светского «приличия». Из всех человеческих чувств любовь мужчины и женщины – чувство самое эгоистическое. Пушкин выбрал трудный любовный вопрос для анализа того типа героя, который был свойственен его творчеству периода южной ссылки – человека зараженного ядом «мировой тоски», врага культурной жизни с её ложью. Герои писателей, влиявших тогда на Пушкина (Рене Шатобриана , персонажи Байрона) проклинают культурную жизнь, прославляют жизнь дикарей… Но выдержит ли такой герой первобытную жизнь, со всей простотой её быта, чистотой и свободой чисто растительного и животного бытия? Герой пушкинской поэмы «Цыганы» не выдержал испытания. Одной ненависти к культуре оказалось недостаточным для того, чтобы сделаться дикарем. Выросший в атмосфере эгоизма и насилия, культурный человек всюду несет, вместе с прекрасными словами и мечтами эгоизм и насилие.

Пушкин. Цыганы. Аудиокнига

Вариант 2

Сюжетная композиция произведения выстроена вокруг любовных отношений двух главных персонажей поэмы, Алеко и Земфиры, раскрывающихся в ключевом конфликте поэмы, заключающемся в столкновении двух частей человеческого существования в виде современного, цивилизованного мира и первобытного, простого.

Фабула произведения демонстрирует закон, регулирующий определенный жизненный порядок и установленные у отдельных категорий населения ритуалы, осуществляющие своеобразный контроль.

Во вступлении произведения поэт представляет красивую и лиричную экспозицию в виде описания природного ландшафта и организации непритязательного быта цыганского табора, счастливого в своей свободе, единении с природой.

Поэма повествует о бегстве главного персонажа Алеко от влияния загнивающего современного мира в свободное общество цыганского табора, где не существует, с его точки зрения, злодеяний общества и где он находит свою любовь в лице прекрасной Земфиры. Поэт подчеркивает свободолюбие, вольность представителей цыганского табора, но в то же время отмечает их лень, непросвещенность, дикость, нежелание работать, отсутствие любых общественных законов, а также описывает в качестве характерных черт цыган их трусость и робость.

Однако и здесь герой сталкивается с людскими пороками в виде блуда его возлюбленной, тем самым доказывая бесполезность поступков главного героя, желающего обрести личную свободу, покинув неволю душного города, которая даже в среде примитивных людей не дает гарантии обретения истинного человеческого счастья. Поэт изображает образ Алеко в сравнении с перелетными птицами, не имеющими постоянного гнездования.

Повествование в поэме осуществляется с использованием четырехстопного ямба и четырехстопного хорея, которым излагается песня о птице в виде лирического отступления, напоминающего евангелистский текст. Тем самым поэт подчеркивает величайшую божью заповедь о запрете на убийство себе подобного.

Кульминацией произведения является описание сцены у кладбищенской могилы, в которой похоронены главная героиня и ее истинный возлюбленный, убитые ревнивый Алеко, но пред этим этому событию предшествует песня девушки, изложенная поэтом в виде двустопного ямба и представленная в качестве своеобразного предисловия к трагическому финалу.

Передаваемый поэтом смысл поэмы состоит в вечном человеческом поиске счастья, сопровождающегося совершением низменных поступков.

Анализ 4

Это известная поэма вдохновляла многих людей, повлияла на становление самой Марины Цветаевой. Здесь много философии, чувств, противоречий…

В центре поэмы прекрасная цыганка Земфира, её отец и человек из чужого для них мира – Алеко. Девушка просто привела из пустыни в табор его, разочарованного в цивилизации, желающего стать цыганом – жить вольно и честно, безо всяких притворств и условностей. Но оказалось, что всё не так просто… Земфира полюбила через некоторое время другого – более молодого (цыгана). Она даже не особенно скрывает свои чувства. Даже поёт, мол, надоел мне старый муж. В то же время, она понимает, что её спутник, которому она готова была стать лишь «подругой», может её нового избранника обидеть, побить и подобное. Наверняка, она не понимает, что рискует жизнью – своей и любовника.

Тут её мудрый отец пытается поговорить, но не с ней, чтобы она хранила верность, не с её возлюбленным, чтоб не рисковал – не разрушал «пару», а с самим Алеко. Старик объясняет, что у цыган так заведено – нельзя удерживать человека, если любовь прошла. Они, действительно, свободны. Хотя сам старец пострадал из-за этой манеры – остался с малолетней дочкой, которую бросила мать, полюбившая другого. Он сочувствует сейчас страдающему! Страдальца мучат дурные сны, сжигает злость.

Но трагедия всё-таки происходит, табор хоронит двух убитых ревнивцем. И самое страшное наказание убийце – изгнание. Осиротевший старик произносит известный монолог, который обращен к тому самому гордому человеку с призывом оставить их. Но при этом он желает злодею, чтоб с ним был мир.

В поэме сталкиваются традиции и мнения, понимание «свободы» разными людьми. Земфира умерла со словами любви на губах – своей новой страсти. Её Алеко любил, видимо, больше себя, ведь он не отпустил её с миром. Её с любовником хоронят как «чету», как молодую пару, принявшую смерть за любовь. Старик-отец признаёт, что они все – дикий народ без законов, но убийства они не принимают.

В поэме Пушкин рисует разными средствами текста (визуальными, звучанием) прекрасные картины. Например, в самом начале – описание остановки табора. Голоса героев в диалогах звучат ярко и живо. Что говорить о мастерстве поэта! В эпилоге Александр Сергеевич рассказывает, что часто встречал цыган, но заметил, что и у них нет счастья – одни страсти, которые тоже разрушают всё на своём пути. Меня также очень впечатлил и смысл поэмы, и её язык.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: