Михалков сергей сказка «новогодняя быль»

Рассказ новогодняя быль. с.михалков «новогодняя быль», а.барто «дело было в январе…

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с произведением С

Михалкова «Новогодняя быль»; отрабатывать навыки беглого осознанного чтения; развивать внимание, память, речь; совершенствовать умение работать с иллюстрациями

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.

Оборудование: выставка рисунков со стихами о зиме и Новом годе; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Соотнесите по смыслу пословицы и сказки (с. 202, задание 5).

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Елены Благининой, вставив пропущенные слова.

Елка

Есть одна игра для вас:

Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте!

Хором дружно отвечайте.

На дворе снежок идет,

Скоро праздник… (Новый год).

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет от… (елки).

Ветви слабо шелестят.

Бусы яркие… (блестят).

И качаются игрушки —

Флаги, звездочки, … (хлопушки).

И верхушку украшая.

Там сияет, как всегда.

Очень яркая, большая,

Пятикрылая… (звезда).

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос.

— Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.

— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.

IV. Постановка целей урока

— Скоро наступит Новый год. А почему вы так любите этот праздник? (Примерный ответ. Это волшебный праздник, все загадывают желания, отправляют письма Деду Морозу, наряжают елку, водят хороводы. Кругом сказочно красиво.)

— Сегодня мы прочитаем новогоднюю сказку, которую написал С. Михалков (с. 203-207). Прочитайте ее название.

— Как вы думаете, о чем это произведение?

V. Работа по теме урока

(Учитель читает сказку.)

— Почему автор назвал эту сказку былью?

— Что в этой сказке реально, а что вымышлено?

— От чьего лица ведется рассказ? (От автора.) V!. Физкультминутка

Елочка

У маленьких детишек

Елочка большая.

Огнями и шарами

Елочка сверкает.

Ай да елочка!

Погляди, погляди!

Деткам, елочка,

Посвети, посвети!

(Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи. Грозят пальчиком.)

Не коли нас, елочка,

Веточкой лохматой.

Убери иголочки

Дальше от ребяток.

VII. Закрепление изученного

1. Выборочное чтение и обсуждение

— Где происходят события?

— Где жила Елочка?

— Прочитайте описание Елочки.

— Были ли у нее друзья?

— Как жилось Елочке одной в лесу?

— Что заставило Елочку забеспокоиться? (Сорока рассказала ей, что под Новый год ее срубят.)

— Какие чувства возникли у Елочки? Представьте себя в такой ситуации.

— Что произошло с Елочкой дальше?

— Что с ней случилось, когда она очнулась?

— Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему?

— Какой характер был у Елочки? (Добрая, скромная, вежливая, воспитанная.)

— Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах? Вот что у него получилось.

В снегу стояла елочка —

Зелененькая челочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить ее! —

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в ее ветвях.

Сверкают украшения —

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.

Несрубленная! Целая!

Красива и крепка!..

Кто спас, кто разодел ее?

Сынишка лесника!

— Какой вариант истории вам больше понравился?

2. Тест

1. Кто автор сказки?

а) С. Маршак;

б) С. Михалков;   +

в) Н. Сладков.

2. Недалеко от чего росла Елочка?

а) от леса;

б) от города;

в) от дома лесничего.    +

3. С кем она однажды познакомилась?

а) с зайцем;    +

б) с лисой;

в)с волком.

4. Кто рассказал Елочке про Новый год?

а) ворона;

б) сорока;    +

в) сова.

5. В страхе и беспокойстве Елочка прожила:

а) весну и лето;

б) лето и осень;      +

в) осень и зиму.

6. Когда нашли Елочку?

а) 30 декабря;

б) 31 декабря;    +

в) 1 января.

7. Елочку:

а) срубили;

б) нарядили;    +

в) срубили и нарядили.

VIII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

IX. Подведение итогов урока

— Какое произведение мы читали на уроке?

— Кто его автор?

— Как была украшена Елочка?

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки от лица Елочки.

Стихи Сергея Михалкова для первоклассников

Сергей Михалков «Метеор»

Я был знаком

С одним быком,

Когда в деревне жил.

С людьми он дружбы не искал,

Детей к себе не подпускал

А вот со мной дружил!

Да, да! Не знаю почему,

Я чем-то нравился ему:

Когда меня встречал,

Он на меня, как на врага,

Не выставлял свои рога,

А дружески мычал.

Бывало, выйдешь на лужок

И позовёшь его: — Дружок! —

А он в ответ: — Иду-у-у! —

И сам действительно идёт

И не спеша губами рвёт

Ромашки на ходу.

За лето я к нему привык,

И это был мой личный бык!

Пять лет прошло с тех пор.

Не знаю я, что с ним теперь

И с кем он дружит, грозный зверь

По кличке Метеор…

Сергей Михалков «Всадник»

Я приехал на Кавказ,

Сел на лошадь в первый раз

Люди вышли на крылечко

Люди смотрят из окна —

Я схватился за уздечку,

Ноги сунул в стремена.

— Отойдите от коня

И не бойтесь за меня!

Мне навстречу гонят стадо.

Овцы блеют,

Бык мычит.

— Уступать дорогу надо! —

Пастушонок мне кричит.

Уши врозь, дугою ноги,

Лошадь стала на дороге.

Я тяну её направо —

Лошадь пятится в канаву.

Я галопом не хочу,

Но приходится —

Скачу.

А она раскована,

На ней скакать рискованно.

Доскакали до ворот.

Встали задом наперёд.

— Он же ездить не умеет!

Удивляется народ.—

Лошадь сбросит седока,

Хвастуна и чудака.

— Отойдите от коня

И не бойтесь за меня!

По дороге в тучах пыли

Мне навстречу две арбы.

Лошадь в пене,

Лошадь в мыле,

Лошадь встала на дыбы.

Мне с арбы кричат: — Чудак,

Ты слетишь в канаву так!

Я в канаву не хочу,

Но приходится —

Лечу.

Не схватился я за гриву,

А схватился за крапиву.

— Отойдите от меня,

Я не сяду больше на эту лошадь!

Сергей Михалков «Зяблик»

Хотел иметь я птичку

И денег накопил,

И вот на птичьем рынке

Я Зяблика купил.

Сидел мой Зяблик в клетке

И зёрнышки клевал

И, как в лесу на ветке,

Всё пел и распевал.

Ребята заходили

На Зяблика смотреть,

И каждому хотелось

Такого же иметь.

Я с Зябликом возился,

Хоть было много дел.

А через две недели

Певец мне надоел.

Однажды я за город

Уехал на три дня,

И он на это время

Остался без меня.

Когда же из деревни

Вернулся я домой,

Лежал в пустой кормушке

Голодный Зяблик мой.

Я спас его от смерти —

Я выходил его

И выпустил на волю

Живое существо.

Хотят ко дню рожденья

Мне подарить щенка,

Но я сказал: «Не надо!

Я не готов пока!»

Сергей Михалков «Важный совет»

Нельзя воспитывать щенков

Посредством крика и пинков.

Щенок, воспитанный пинком.

Не будет преданным щенком.

Ты после грубого пинка

Попробуй подзови щенка!

Сергей Михалков «Будь человеком»

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник — дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

Ты с палкой по лесу гулял

И муравьиный дом,

Шутя, до дна расковырял

И подпалил потом.

Покой и труд большой семьи

Нарушила беда.

В дыму метались муравьи,

Спасаясь кто куда.

Трещала хвоя. Тихо тлел

Сухой, опавший лист.

Спокойно сверху вниз смотрел

Жестокий эгоист…

За то, что так тебя назвал,

Себя я не виню,—

Ведь ты того не создавал,

Что предавал огню.

Живёшь ты в атомный наш

И сам — не муравей,

Будь Человеком, человек,

Ты на земле своей!

Читательский дневник по сказке «Новогодняя быль» Сергея Михалкова

Название произведения: «Новогодняя быль»

Число страниц: 4

Жанр: сказка-быль.

Главные герои: Ёлочка, Сорока, лесничий

Второстепенные герои: дети лесника.

Характеристика главных героев:

Сорока — вредная и ехидная.

Припугнула маленькую ёлочку.

Ёлочка — нежная и добрая.

Эмоциональная.

Испугалась и очень переживала, что её срубят.

Лесничий — добрый и находчивый.

Любит природу.

Устроил детям настоящий праздник без вреда для природы.

Характеристика второстепенных героев:

Мальчик и девочка — дети лесника. Добрые и весёлые.

Краткое содержание сказки «Новогодняя быль»

В лесу росла молоденькая ель.

Она радовалась жизни, дружила с зайцем, но ей всё равно было одиноко.

Однажды сорока предсказала ели, что зимой её срубят.

Ёлочка потеряла покой и со страхом ждала зимы.

Под Новый год к ней подошёл человек и отряхнул от снега.

Ель потеряла сознание, а когда очнулась, поняла, что ещё жива.

Но она была украшена новогодними игрушками.

К ней подошли дети лесничего и стали хвалить отца, который придумал нарядить ель прямо в лесу.

Основная мысль «Новогодней были»

Главная мысль сказки в том, что необязательно губить дерево, чтобы устроить себе праздник.

Основная идея сказки в том, что к природе нужно относиться с любовью.

Сказка учит нас любить природу.

Учит относиться к природе бережно и не рубить ёлочки ради нескольких дней праздника.

Краткий отзыв о сказке «Новогодняя быль» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что часто люди губят природу ради минутного удовольствия.

И это касается не только срубленных под Новый год елей.

Это касается костров, мусора на месте пикника, сорванных цветов или пойманных насекомых.

Герои этого рассказа повели себя как настоящие герои.

Они оставили дерево расти, и оно радовало их много лет.

Это очень нужный и поучительный рассказ.

Автору удалось на примере лесника показать, как можно и нужно беречь природу.

Мне очень понравился лесник, который не погубил дерево.

Мне понравились его добрые дети.

И мне понравилась ёлочка.

Я всем советую прочитать этот рассказ и попробовать убедить родителей, что в Новый год можно обойтись очень красивыми и долговечными искусственными елями.

Пословицы к произведению:

  • Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
  • Немудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить.
  • Кто природу не бережёт, к тому болезнь приходит.
  • Срубить дерево — пять минут, а вырастить — сто лет.
  • Срубить легко, да душе каково?

Ещё читательские дневники по произведениям Сергея Михалкова:

  • «Мой щенок»
  • «Как друзья познаются»
  • «Бараны»
  • «Упрямый козлёнок»
  • «Сами виноваты»
  • «Не стоит благодарности»
  • «Три поросёнка»
  • Стихотворение «Дядя Стёпа»

Библиотека произведений автора пополняется.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: