Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№158 учебника 2011-2022 (стр. 76):
Прочитайте. Поставьте вопрос к каждому глаголу.
Звонить, позвонить, повторять, повторить.
Какие формы времени можно образовать от каждого глагола? Образуйте эти формы и запишите. Обозначьте в словах ударение.
Образец. Звонить — звони́т (наст, вр.), звони́л (прош. вр.), будет звони́ть (буд. вр.).
Проверьте себя по орфоэпическому словарю (с. 155), правильно ли вы обозначили в словах ударение.
№158 учебника 2023-2024 (стр. 81):
Прочитайте.
Наст. вр. | что делаешь? | слушаешь видишь |
Буд. вр. | что сделаешь? что будешь делать? |
поздравишь будешь писать |
- Определите лицо и число глаголов. Что общего в написании личных окончаний в вопросах и в глаголах?
- Почему написание мягкого знака (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа надо запомнить?
Подсказка
№158 учебника 2011-2022 (стр. 76):
Глаголы, отвечающие в неопределённой форме на вопрос что делать?, образуют 3 формы времени, а глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? — 2 формы.
№158 учебника 2023-2024 (стр. 81):
Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа — это грамматический ь.
Ответ
№158 учебника 2011-2022 (стр. 76):
Вариант ответа #1:
Поставим вопросы к глаголам: звонить (что делать?); позвонить (что сделать?); повторять (что делать?); повторить (что сделать?).
Позвонить — позвони́л (прош. вр.), позвони́т (буд. вр.). Повторять — повторя́ет (наст. вр.), повторя́л (прош. вр.), будет повторя́ть (буд. вр.). Повторить — повтори́л (прош. вр.), повтори́т (буд. вр.).
Вариант ответа #2:
(что делать?) Звонить — звони́т (наст, вр.), звони́л (прош. вр.), будет звони́ть (буд. вр.).
(что сделать?) Позвонить — позвони́л (прош. вр.), позвони́т (буд. вр.).
(что делать?) Повторять — повторя́ет (наст. вр.), повторя́л (прош. вр.), будет повторя́ть (буд. вр.).
(что сделать?) Повторить — повтори́л (прош. вр.), повтори́т (буд. вр.).
№158 учебника 2023-2024 (стр. 81):
Вариант ответа #1:
Глаголы слушаешь, видишь, поздравишь, будешь (писать) стоят в форме 2-го лица единственного числа.
Написание личных окончаний в глаголах и в вопросах совпадает тем, что они оканчиваются мягким знаком.
Написание мягкого знака (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа надо запомнить, поскольку буква ш обозначает всегда твёрдый звук и при произнесении ь не влияет на , звук остается твёрдым, словно ь не пишется в слове.
Вариант ответа #2:
Глаголы слушаешь, видишь, поздравишь, будешь (писать) стоят в форме 2-го лица единственного числа.
И в вопросах, и в глаголах окончание оканчивается мягким знаком.
Написание мягкого знака (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа надо запомнить, т.к. буква ш даёт всегда твёрдый звук , смягчение ему не требуется. Поэтому ь на конце этих глаголов является грамматическим.
- ← Предыдущее
- Следующее →
Вопросы к глаголу в форме инфинитива
Инфинитив, или неопределенная форма глагола, обозначает действие безотносительно к лицу и ко времени его протекания. Его важным постоянным грамматическим признаком является совершенный или несовершенный вид. В зависимости от видовой принадлежности к неопределенной форме глагола ставятся вопросы:
- что сделать? (совершенный вид);
- что делать? (несовершенный вид).
Чтобы поставить вопрос к глаголу в какой-либо грамматической форме, далее необходимо выяснить наклонение. В русском языке различают изъявительное, повелительное и условное наклонение глагола, каждое из которых обладает своими специфичными признаками.
Рассмотрим характерные вопросы глаголов, которые можно поставить к словам этой части речи в форме одного из трех наклонений.
Вопросы к безличным глаголам
Безличные глаголы обозначают действие или состояние человека или природы, не связанное с действующим лицом. По грамматической форме они совпадают с формами 3 лица единственного числа настоящего, прошедшего или будущего времени глагола изъявительного наклонения или условного. В соответствии с категорией вида и времени к безличному глаголу ставятся вопросы:
- (что делает?) смеркается;
- (что сделает?) рассветёт;
- (что будет делать?) будет светать;
- (что делало?) светало;
- (что сделало?) рассвело;
- (что делало бы?) знобило бы;
- (что сделало бы?) рассвело бы.
Итак, в русском языке глагол отвечает на вопросы в полном соответствии с его грамматической формой вида, наклонения, времени, лица, числа и рода.
Рубинчик Людмила Ивановна
Вопросы и окончания
Составим таблицы вопросов и окончаний глаголов при спряжении (изменении по числам, лицам, родам) в настоящем, будущем, прошедшем временах.
Настоящее время
Глаголы совершенного вида в настоящем времени ставятся в несовершенном виде: построить (инфинитив, сов.вид) – строю, строишь, строит, строим, строите, строят (несов.вид).
Лицо | Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|---|
Вопрос | Окончание | Вопрос | Окончание | |
1 | что делаю? | -у,-ю | что делаем? | -ем/-им |
2 | что делаешь? | -ешь/-ишь | что делаете? | -ете/-ите |
3 | что делает? | -ет/-ит | что делают? | -ут,-ют/-ат,-ят |
Будущее время
Глагол несовершенного вида для формирования будущего времени ставится в совершенный вид: строить (инфинитив, несов.вид) – построю, построишь, построит, построите (буд. вр., сов.вид), читать — читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают. Будущее время формируется также из связки «быть» + инфинитив: буду строить, будешь строить и т.д.
Лицо | Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|---|
Вопрос | Окончание | Вопрос | Окончание | |
1 | что сделаю? | -у,-ю | что сделаем? | -ем/-им |
2 | что сделаешь? | -ешь/-ишь | что сделаете? | -ете/-ите |
3 | что сделает? | -ет/-ит | что сделают? | -ут,-ют/-ат,-ят |
Прошедшее время
Единственное число | Множественное число | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
М.р. | Ж.р. | Ср.р. | |||||
что делал?что сделал? | нулевое окончание | что делала?что сделала? | -а | что делало?что сделало? | -о | что делали? что сделали? | -и |
Повелительное наклонение
Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|
Вопрос | Окончание | Вопрос | Окончание |
что делай? что сделай? | -й/-и/-ь | что делайте? что сделайте? | -йте/-ите/-ьте |
Условное наклонение
Вопросы и окончания глаголов в условном наклонении такие же, как в прошедшем времени. Но к ним добавляется частица «бы». Примеры: строить — строил бы, строила бы, строило бы, строили бы; построить — построил бы, построила бы, построило бы, построили бы.
Единственное число | Множественное число | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
М.р. | Ж.р. | Ср.р. | |||||
что делал бы?что сделал бы? | нулевое окончание + бы | что делала бы?что сделала бы? | -а бы | что делало бы?что сделало бы? | -о бы | что делали бы?что сделали бы? | -и бы |
Глаголы особого спряжения.
В русском языке есть три глагола: дать, создать, есть, которые при спряжении имеют окончания, отличные от окончаний первого и второго спряжений, но и к разноспрягаемым глаголам они не относятся.
Они имеют особые окончания:
Это и есть глаголы особого спряжения.
Особые окончания этих глаголов остались ещё от древнерусского языка.
Оставшаяся особенность заключается в способе образования форм, когда личные окончания присоединяются непосредственно к корню глагола. Таких глаголов в древнерусском языке было немного. Это так называемая группа нетематических глаголов, к которым относились и глаголы дать, создать, есть.
Кстати, к глаголам особого спряжения относятся и глаголы, образованные от указанных при помощи приставок, например: задать, отдать, наподдать и т.п.; недоесть, переесть и т.п.
Проблем с правильным написанием глаголов особого спряжения обычно не возникает, поскольку их окончания ударные.
А эта таблица будет верным помощником.
Часть 2:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
Наши проекты
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
Проверь себя
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
Проверь себя
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
Наши проекты
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
Проверь себя
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
Часть 1:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Проверь себя
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Наши проекты
49
50
51
52
53
54
55
56
Проверь себя
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
Проверь себя
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
Наши проекты
Проверь себя
Деепричастный оборот
Как и причастия, деепричастия обычно создают целый деепричастный оборот. Он всегда обособляется на письме. Однако с ним связаны другие сложности.
Как можно ошибиться в написании предложений с деепричастным оборотом?Есть одна частая ошибка, связанная с деепричастным оборотом. Запоминаем: деепричастный оборот не любит одиночество, поэтому всегда находится в предложении с лицом, к которому относится. Из-за этого безличные предложения не могут иметь деепричастия:Слушая его, можно было понять, что все плохо.МЕНЯЕМ НАСлушая его, я смог понять, что все хорошо. |
С одиночными деепричастиями в плане постановки запятой чуть сложнее.
Если деепричастие больше описывает признаки действия (образ действия) и выполняет роль наречия или существительного с предлогом в роли обстоятельства (шел без остановки — шел как?), то запятых не будет:
Тигр смотрел на добычу не шевелясь.
Правила обособления обстоятельств мы разбираем в статье «Пунктуация при обособленных членах предложения». Загляните в нее, если хотите повторить эти правила. Однако сейчас мы должны обсудить еще один важный момент — про переход деепричастия в наречие.
Вопросы к глаголам изъявительного наклонения
Глагол в форме изъявительного наклонения обозначает действие, сопряжённое со временем его протекания. Различают настоящее, будущее и прошедшее время глагола.
Глаголы несовершенного вида изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. В соответствии с видовой принадлежностью к личным формам глагола настоящего времени зададим соответствующие вопросы:
- 1 лицо я (что делаю?) гуляю — мы (что делаем?) гуляем
- 2 лицо ты (что делаешь?) гуляешь — вы (что делаете?) гуляете
- 3 лицо он (что делает?) гуляет — они (что делают?) гуляют.
Глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени, а образуют формы простого будущего времени, которые отвечают на вопросы:
- 1 лицо я (что сделаю?) нарисую — мы (что сделаем?) нарисуем
- 2 лицо ты (что сделаешь?) нарисуешь — вы (что сделаете?) нарисуете
- 3 лицо он (что сделает?) нарисует — они (что сделают?) нарисуют.
Глаголы несовершенного вида образуют формы сложного будущего времени с участием вспомогательного слова «быть», которое приобретает личные формы, в сочетании с неопределённой формой смыслового глагола. В постановке вопросов используются те же личные формы глагола «быть»:
- 1 лицо я (что буду делать?) буду читать — мы (что будем делать?) будем читать
- 2 лицо ты (что будешь делать?) будешь читать — вы (что будете делать?) будете читать
- 3 лицо он (что будет делать?) будет читать — они (что будут делать?) будут читать.
Глаголы в форме прошедшего времени обозначают уже состоявшееся действие, которое произошло до момента речи о нём. В формах прошедшего времени глаголы не имеют лица, а изменяются по родам и числам. В соответствии с их видовой и родовой принадлежностью и категорией числа к глаголу в форме прошедшего времени поставим следующие вопросы:
- ученик (что делал?) читал — ученик (что сделал?) прочитал (м. р.);
- девочка (что делала?) шила — девочка (что сделала?) пришила (ж .р.);
- солнце (что делало?) сияло — солнце (что сделало?) засияло (ср. р.);
- дети (что делали?) плавали — дети (что сделали?) переплыли (мн. ч.)
Дополнительные комментарии и объяснения:
«ГДЗшник.ru» не только предлагает готовые ответы, но и дает дополнительные комментарии и объяснения к решениям. Это позволяет лучше понять материал, исправить ошибки и запомнить правильный подход к задачам. Таким образом, сервис становится не только инструментом для проверки, но и обучающим ресурсом.
Итак, если вам нужно быстро и бесплатно найти решения домашних заданий, обратитесь к сервису «ГДЗшник.ру». Удобство использования, бесплатность, актуальность информации и дополнительные комментарии делают этот ресурс отличным помощником для школьников. Не теряйте времени на поиски — «ГДЗшник.ру» поможет вам успешно справиться с учебными заданиями!
На ГДЗшник.ru вы найдете не только готовые ответы, но и подробные разъяснения к ним, что поможет вам глубже понять учебный материал и успешно справиться с домашними заданиями. Не забывайте использовать ГДЗ как инструмент для обучения и развития, а не как способ легкого пути к решению задач.
Вопросы к глаголу в форме условного наклонения
Глагол в форме условного наклонения выражает возможность действия или состояния при соблюдении некоторых необходимых условий. Такое слово напоминает форму прошедшего времени, к которой присоединяется частица «бы». Соответственно глагол в форме условного наклонения не имеет категории времени и лица, а изменяется по родам и числам и отвечает на те же вопросы, но с участием формообразующей частицы:
- он (что делал бы?) говорил бы — он (что сделал бы?) уговорил бы;
- она (что делала бы?) пела бы — она (что сделала бы?) спела бы;
- оно (что делало бы?) светило бы — оно (что сделало бы?) засветило бы;
- они (что делали бы?) брали ба — они (что сделали бы?) собрали бы.
1-й способ для определения спряжения
Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:
К I спряжению относятся:
Например: плавать, думать, сохнуть, лаять.
При спряжении неопределённая форма глагола (начальная) изменяется на формы первого, второго и третьего лица в единственном и множественном числе. И если личные окончания глаголов безударные, то возникают трудности при выборе гласной в написании. Вот здесь как раз и нужны знания спряжения.
Например, нам нужно вставить нужные буквы в личные окончания глагола плакать
Личные окончания глагола плакать безударные.
Какую букву нужно писать в окончаниях?
Как в этой ситуации ведут себя глаголы-исключения брить, стелить и зиждиться?
Как видим, глаголы изменяются точно так же, как все глаголы I спряжения.
Теперь выбираем нужную букву в глаголе II спряжения.
Изменим глагол жарить по лицам и напишем выбранную букву:
Личные окончания глагола жарить безударные.
А как поведут себя 11 глаголов-исключений?
Вывод: глаголы исключения имеют такие же личные окончания, как и все глаголы II спряжения.
Все формы глагола должны быть одного вида, иначе можно ошибиться в определении спряжения:
Разноспрягаемые глаголы
Два глагола в русском языке относятся к разноспрягаемым: хотеть и бежать. Соответственно и все их приставочные формы тоже: захотеть, прибежать и т.д. Глагол хотеть в ед.ч. имеет окончания 1 спряжения, а во мн.ч. 2 спряжения. Глагол бежать в 3 лице мн.ч. имеет окончание 1 спряжения, а во всех остальных лицах — 2 спряжения.
Примечание 1. Три глагола есть, дать, создать имеют особые личные окончания:
Примечание 2. Некоторые глаголы имеют особенности в образовании и употреблении форм лица. К ним принадлежат глаголы, не имеющие формы 1 лица ед.ч.: дерзать, победить, убедить, очутиться, чудить.
Примечание 3. Есть глаголы, которые имеют две системы личных форм, одна из которых чаще употребляется в разговорном стиле:
Ударение в глаголах с приставками и односложными корнями
муж. род | жен. род | ср. род | мн. число | |||
неопр. форма | залИть | |||||
прошедшее время | ударение на приставку, кроме жен. рода | зАлил | залилА | зАлило | зАлили | |
страд. причастие прош. времени | ударение на приставку | зАлитый | зАлитая | зАлитое | зАлитые | |
краткая форма страд. причастия прош. времени | ударение на приставку, кроме жен. рода | зАлит | залитА | зАлито | зАлиты | |
действ. причастие прош. времени | ударение на корень | залИвший | залИвшая | залИвшее | залИвшие | |
деепричастие соверш. вида | ударение на корень | залИв |
Аналогичным образом ударение ставится и в некоторых других глаголах с приставками и односложными корнями. Вот список таких глаголов:
* У глагола допИть есть равноправные (а согласно некоторым словарям, и предпочтительные) варианты форм: допИл — допилА — допИло — допИли; допИтый; допИт — допитА — допИто — допИты
Точно так же ставится ударение и в однокоренных глаголах с другими приставками: понЯть, нанЯть, занЯть, предпринЯть, воспринЯть, обнЯть, отнЯть; отдАть, передАть, создАть, воссоздАть; налИть, долИть, полИть, пролИть, облИть; прожИть; запИть (ударение в формах прошедшего времени зависит от значения: запИл в значении «запил еду» — зАпил в значении «начал пьянствовать»); отбЫть.
Выпишите букву, обозначающую ударный гласный звук в выделенном слове.
совместно нажитое имущество
Сашу приняли в университет.
Поезд прибыл вовремя.
По похожей схеме ставится ударение в глаголах запереть и отпереть (за исключением действительного причастия прошедшего времени зАперший ):
Ударение в мужском роде на корень:
Выпишите букву, обозначающую ударный гласный звук в выделенном слове.
Занявшись паскудным котом, Иван едва не потерял самого главного из трех — профессора. (М.А. Булгаков)
балУю | балУем |
балУешь | балУете |
балУет | балУют |
Выпишите букву, обозначающую ударный гласный звук в выделенном слове.