Гдз по русскому языку 5 класс ладыженская, баранов упражнение 94

Гдз русский язык 5 класс ладыженская, баранова, тростенцова учебник фгос

Часть 1. Упражнения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

280

281

282

283

284

285

286

287

288

289

290

291

292

293

294

295

296

297

298

299

300

301

302

303

304

305

306

307

308

309

310

311

312

313

314

315

316

317

318

319

320

321

322

323

324

325

326

327

328

329

330

331

332

333

334

335

336

337

338

339

340

341

342

343

344

345

346

347

348

349

350

351

352

353

354

355

356

357

358

359

360

361

362

363

364

365

366

367

368

369

370

371

372

373

374

375

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

Тесты по теме «Правописание ться — тся у глаголов»

Тест 1

Вопрос № 1. Отметь глаголы, в которых нужно писать ь.

  1. надо было торопит…ся
  2. дорога вдруг стала сужива…ся.
  3. мама освободит…ся вечером
  4. кошка садит…ся на окошко
  5. нам надо ближе познакомит…ся
  6. начали попада…ся редкие деревья

Вопрос № 2. В каком варианте НЕ пишется Ь?

  1. не могу взят…ся
  2. будет старат…ся
  3. не хочу злит…ся
  4. прут гнет…ся

Вопрос № 3. В каком варианте пишется Ь?

  1. болт закрепит…ся
  2. больной лечит…ся
  3. вопрос выяснит…ся
  4. надо распорядит…ся

Вопрос № 4. Где НЕ пишется Ь?

  1. Мечта может осуществит…ся.
  2. Дождь должен прекратит…ся.
  3. Ученик не может сосредоточит…ся.
  4. Он ни к кому не обратит…ся.

Вопрос № 5. В каком глаголе в окончании пишется буква И?

  1. ты бор…шься
  2. мы накол…м дров
  3. лицо пыш…т здоровьем
  4. мы высп…мся

Тест 2

Вопрос 1. Укажите, в каком варианте в глаголе пишется Ь.

  1. Делает…ся
  2. Мне не нравит…ся
  3. Будет строит…ся
  4. Крапива жалит…ся

Вопрос 2. Укажите, в каком словосочетании в глаголе на месте пропуска не пишется Ь.

  1. Не могу взят…ся.
  2. Будет старат…ся.
  3. Не хочу злит…ся.
  4. Прут гнет…ся.

Вопрос 3. Укажите, в каком словосочетании в глаголе на месте пропуска пишется Ь.

  1. Болт закрепит…ся.
  2. Больной лечит…ся.
  3. Вопрос выяснит…ся.
  4. Надо распорядит…ся.

Вопрос 4. Укажите, в каком предложении в глаголе на месте пропуска не пишется Ь.

  1. Мечта может осуществит…ся.
  2. Дождь должен прекратит…ся.
  3. Он ни к кому не обратит…ся
  4. Ученик не может сосредоточит…ся.

Вопрос 5. Укажите, в каком предложении в глаголе на месте пропуска пишется Ь.

  1. Любите труд, и пусть вам будет жаль с ним расстават…ся.
  2. Каждый человек гордит…ся тем, что он делает для людей.
  3. Тот, кто трудит…ся над собой, тот извлекает из себя все, что в тебе заложено.
  4. Человек умрет, а дело его останет…ся.

Вопрос 6. Укажите, в каком предложении в глаголе на месте пропуска пишется Ь.

  1. Писатель с годами становит…ся умнее, зрелее, искусней, добрее.
  2. Художник умирает, если повторяет…ся.
  3. Искренность – качество драгоценное для писателя и необходимое, разумеет…ся.
  4. Семен Гудзенко умел веселит…ся, умел действовать, работать.

Вопрос 7. Укажите, в каком предложении в глаголе на месте пропуска не пишется Ь.

  1. Как жалко, что науке доброты нельзя по книжкам научит…ся в школе.
  2. Когда дни начинают пылит…ся и краски блекнуть, я беру Грина.
  3. Чтобы стать мужчиной, мало им родит…ся.
  4. Если друга верного найти, коротки становят…ся пути.

Вопрос 8. Укажите, в каком предложении в глаголе на месте пропуска не пишется Ь.

  1. Я часто время торопил, привык во все дела впрягат…ся.
  2. Два года понадобилось мне, чтобы вернут…ся в дорогую мою пехоту.
  3. С добром надо спешить, а то оно может остат…ся без адресата.
  4. Свет остает…ся светом, хотя слепой и не видит его.

Вопрос 9. Укажите, в каком предложении в глаголе на месте пропуска пишется Ь.

  1. Работа моя над «Лесной повестью» идет медленно и, кажет…ся, верно.
  2. Вымышленный мир захлестывал меня, и я не мог ему противит…ся.
  3. Все, что человек не может понять, называет…ся тайной.
  4. Все на свете рождает…ся в муке: и деревья, и птицы, и звуки.

Вопрос 10. Укажите, в каком предложении в глаголах на месте пропуска не пишется Ь.

  1. За двумя зайцами погониш…ся — ни одного не поймаеш…
  2. Много будеш… знать — скоро состариш…ся.
  3. Руки не протянеш…, так и с полки не достанеш…
  4. Ширина долины то суживает…ся метров до ста, то расширяет…ся более чем на километр.

Тест 3

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?

А. Надо упражнят..ся, план не удаст..ся.
Б. Стало смеркат..ся, пора собират..ся.
В. Не стоит удивлят..ся, будем надеят..ся.
Г. Туман рассеет..ся, хотел отправит..ся.

Варианты ответов: 1) Б, В; 2) А, Б; 3) Б, Г; 4) В, Г

Затруднение в выборе -тся, -ться? Вопрос вам в помощь.

Для того чтобы понять, как правильно пишутся окончания -ться и- тся достаточно задать к глаголу вопрос. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах. Внимательно прочитайте следующие предложения:

Я сегодня собираюсь заниматься йогой.
Сегодня вечером я хочу встретиться с Оксаной.
Осторожно! Эта собака может кусаться!
Чтобы все получилось, нужно много трудиться.
Мне бы хотелось развиваться в юридическом направлении.

Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:

Я сегодня собираюсь что делать? Заниматься йогой.
Сегодня вечером я хочу что сделать? Встретиться с Оксаной.
Осторожно! Эта собака может что делать? Кусаться!
Чтобы все получилось, нужно что делать? (Много) трудиться
Мне бы хотелось что делать? Развиваться (в юридическом направлении).

Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).

Рассмотрим примеры других предложений:

  • Они сегодня задерживаются.
  • Завтра она представится своим коллегам.
  • Смотри! Он приближается!
  • Моя доченька развивается очень быстро, молодец!
  • Пусть они хорошенько там повеселятся.

Задаем вопросы:

  • Они сегодня что делают? Задерживаются.
  • Завтра она что сделает? Представится (своим коллегам).
  • Смотри! Он что делает? Приближается!
  • Моя доченька что делает? Развивается (очень быстро).
  • Пусть они хорошенько там что сделают? Повеселятся.

Это вопросы глаголов 3-го лица

Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№94 учебника 2019-2022 (стр. 48):

     Слитно или раздельно? Подчеркните е, и в окончаниях глаголов. Поставьте вопросы к глаголам на -тся, -ться. Определите спряжение у выделенных глаголов. Выделите личные окончания глаголов.

     1. Волков боят(?)ся — в лес (не)ходить. 2. В решете воду (не)удержишь2 3. Слово не воробей: вылетит — (не)поймаешь. 4. Лёжа хлеба (не)добудешь. 5. Сонливого (не)добудишься, ленивого (не)дошлёшься. 6. Скажешь — (не)воротишь, напишешь — (не)сотрёшь, отрубишь — (не)приставишь. 7. Кто вчера солгал, тому завтра (не)поверят. 8. За всё брат(?)ся — ничего (не)сделать. 9. Семь дел в одни руки (не)берут.

№94 учебника 2022-2024 (стр. 47):

Вставьте подходящие по смыслу слова, избегая повторения глагола сказал, затем перепишите. Объясните, какую роль выполняет первое и второе тире в каждом предложении.

Укажите предложение с обращением. Определите форму речи

— Привет, Кирилл! А куда ты идёшь? — … Катя.

— Привет! Иду на международную выставку собак, — … Кирилл.

— И что же там будет интересного? — … Катя.

— Я надеюсь увидеть собак редких пород, которых привезли из разных уголков мира, — … Ваня.

— Ты надолго туда пойдёшь? — … Катя.

— На весь день, — … Ваня.

Для справок: спросить, сказать, ответить, проговорить, поинтересоваться, воскликнуть

№94 учебника 2011-2018 (стр. 45):

     Почему к каждому падежу относятся два падежных вопроса?

Именительный (кто? что?)Родительный (кого? чего?)Дательный (кому? чему?)Винительный (кого? что?)Творительный (кем? чем?)Предложный (о ком? о чём?)

• Приведите по 2-3 примера существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

Подсказка

№94 учебника 2019-2022 (стр. 48):

Объясним правописание слов:

  • бояться, браться — правописание -ться, -тся в глаголах;
  • не ходить, не удержишь, не поймаешь, не добудешь, не добудишься, не дошлёшься, не воротишь, не сотрёшь, не приставишь, не поверят, не сделать, не берут — правописание НЕ с глаголами.

Обратитесь к теме «Спряжение глагола».

Ответ

№94 учебника 2019-2022 (стр. 48):

     1. Волков (что делать?) бояться — в лес не ходить. 2. В решете воду не удержишь2 (2-е спр.)  3. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. 4. Лёжа хлеба не добудешь. 5. Сонливого не добудишься, ленивого не дошлёшься. 6. Скажешь — не воротишь, напишешь (1-е спр.) — не сотрёшь, отрубишь — не приставишь. 7. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят (1-е спр.). 8. За всё (что делать?) браться — ничего не сделать. 9. Семь дел в одни руки не берут.

№94 учебника 2022-2024 (стр. 47):

     Первое тире обозначает начало новой реплики в диалоге, второе тире ставится перед словами автора.

— Привет, Кирилл! А куда ты идёшь? — воскликнула Катя. (Предложение с обращением; форма речи — диалог).

— Привет! Иду на международную выставку собак, — сказал Кирилл.

— И что же там будет интересного? — поинтересовалась Катя.

— Я надеюсь увидеть собак редких пород, которых привезли из разных уголков мира, — проговорил Ваня.

— Ты надолго туда пойдёшь? — спросила Катя.

— На весь день, — ответил Ваня.

№94 учебника 2011-2018 (стр. 45):

    Вопрос кто? задаётся к одушевлённым именам существительным (сестра, щенок,  Анна), а вопрос что? — к неодушевлённым существительным (стол, записка, Россия).

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Правописание -тся и -ться в глаголах

Написание мягкого знака в окончаниях глаголов зависит от их грамматической формы. Чтобы не ошибаться в написании слов этой самостоятельной части речи, применим правило орфографии.

Правило
Буква «ь» пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Как видим, заданный вопрос подскажет написание мягкого знака в окончаниях глаголов, имеющих начальную форму.

Оба глагола «собираться» и «прокатиться» находятся в неопределённой форме. Согласно правилу орфографии русского языка необходимо обязательно обозначить эту грамматическую форму глаголов с помощью мягкого знака.

Буквосочетание -тся прослеживается в морфемном составе глаголов в форме 3 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени:

  • он смеётся — все смеются;
  • флаг заполощется — листья заполощутся.

Чтобы отличить их написание без мягкого знака перед -ся от неопределённой формы с конечным -ться, следуем правилу орфографии.

Правило
Буква «ь» не пишется в окончаниях глаголов, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?

Понаблюдаем:

Наличие или отсутствие возвратного постфикса -ся в составе глагола не имеет значения. В русском языке все формы глаголов 3 лица пишутся без мягкого знака:

  • он рисует — она рисуется перед нами;
  • она спросит — с него спросится;
  • лектор покажет — нам покажутся.

Алгоритм написания -тся и -ться

Итак, чтобы не ошибаться в написании разных грамматических форм возвратных глаголов, действуем согласно алгоритму:

  • определим часть речи (глагол обозначает действие или состояние);
  • зададим вопрос к слову;
  • выясним форму глагола (неопределённая форма или );
  • правильно напишем -тся или -ться в соответствии с правилом.

В написании указанных форм глаголов поможет синтаксический разбор предложения.  Глаголы с конечным -тся, как правило, выполняют роль простого глагольного сказуемого. От подлежащего задаём необходимый вопрос к сказуемому:

Неопределённая форма глагола чаще всего является необходимой частью составного глагольного сказуемого, в котором ей предшествует глагол-связка со значением времени действия (начало, продолжение или конец) или долженствования, желания, возможности и пр.

Особое затруднение вызывает написание двух возвратных глаголов, находящихся рядом в предложении.

В этом случае помним, что два глагола в неопределённой форме в качестве составного сказуемого не используются в предложении. Первый глагол обязательно выступает в личной форме, в которой мягкий знак не пишется. Определяем эти формы глаголов с помощью  заданных вопросов:

  • озорник (что делает?) боится;
  • боится (что сделать?) признаться.

Поупражняемся в выборе правильного написания окончаний глаголов в возвратной форме, если прочтём примеры предложений.

Часть 2. Упражнения

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

531

532

533

534

535

536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

548

549

550

551

552

553

554

555

556

557

558

559

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573

574

575

576

577

578

579

580

581

582

583

584

585

586

587

588

589

590

591

592

593

594

595

596

597

598

599

600

601

602

603

604

605

606

607

608

609

610

611

612

613

614

615

616

617

618

619

620

621

622

623

624

625

626

627

628

629

630

631

632

633

634

635

636

637

638

639

640

641

642

643

644

645

646

647

648

649

650

651

652

653

654

655

656

657

658

659

660

661

662

663

664

665

666

667

668

669

670

671

672

673

674

675

676

677

678

679

680

681

682

683

684

685

686

687

688

689

690

691

692

693

694

695

696

697

698

699

700

701

702

703

704

705

706

707

708

709

710

711

712

713

714

715

716

717

718

719

720

721

722

723

724

725

726

727

728

729

730

731

732

733

734

735

736

737

738

739

740

741

742

743

744

745

746

747

748

749

750

751

752

753

754

755

756

757

758

759

760

761

762

763

764

765

766

767

768

769

770

771

772

773

774

775

776

777

778

779

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: