Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№155 учебника 2019-2022 (стр. 78):
Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещённому в скобках.
Сегодня будет занятие по фехтованию? |
(Да, будет.) (Да, сегодня.) (Да, по фехтованию.) |
Саша, мне нужно позвонить тренеру? |
(Да, тренеру.) (Нет, не тебе.) (Да, нужно.) (Да, позвонить.) |
Полина завтра пойдёт в театр? |
(Да, Полина.) (Нет, сегодня.) (Нет, не в театр, а на выставку.) |
№155 учебника 2022-2024 (стр. 85):
Прочитайте сочинение ученика. Что утверждает (доказывает) автор? Каков его основной тезис? Какие аргументы и факты приводятся учеником для доказательства?
Хорошо быть моряком! Это самая лучшая профессия.
Моряки всюду бывают, видят разные страны, разных людей. А это очень интересно.
Я читаю много книг о море, и мне нравится, что моряки ни перед какой опасностью не отступают. Они побеждают бурю, не боятся урагана. Во время Великой Отечественной войны матросы-черноморцы били фашистов не только на море, но и на берегу, в Севастополе.
Когда я вырасту, я буду матросом. Буду носить на шапке ленту. Буду ходить на разных кораблях по тёмно-голубым волнам океана. А когда установится тихая погода и солнце будет слепить глаза, стану вместе со всеми качаться на волнах.
№155 учебника 2011-2018 (стр. 74):
Установите границы предложений, затем спишите, ставя знаки завершения: точку, вопросительный или восклицательный знак. Прочитайте записанный текст в соответствии с поставленными знаками препинания.
Между ств..лов сосен промелькнула белка куда она скрылась где её домик2 кругом стоит т..шина хор..шо осенью в л..су а сколько гр..бов но что это паучок уцепился за хрустальную3 паутинку и л..тит куда он л..тит где остановится счастливого тебе путешествия, паучок.
Подсказка
№155 учебника 2011-2018 (стр. 74):
Вставим пропущенные буквы по правилу о безударных гласных:
стволов (ствол), тишина (тишь), хорошо (хоро́ший), лесу (лес), грибов (гриб), уцепился (цепь), летит (полёт), остановится (вста́нет).
Ответ
№155 учебника 2019-2022 (стр. 78):
Выделяй голосом отмеченные жирным шрифтом слова, тогда вопрос будет соответствовать ответу:
1. (Да, будет.) 2. (Да, сегодня.) 3. (Да, по фехтованию.) |
|
1. (Да, тренеру.) 2. (Нет, не тебе.) 3. (Да, нужно.) 4. (Да, позвонить.) |
|
1. (Да, Полина.) 2. (Нет, сегодня.) 3. (Нет, не в театр, а на выставку.) |
№155 учебника 2022-2024 (стр. 85):
Автор доказывает, что лучшая профессия — моряк.
Основной тезис: Хорошо быть моряком! Это самая лучшая профессия.
Аргументы и факты: 1. Моряки всюду бывают, видят разные страны, разных людей. А это очень интересно. 2. Моряки ни перед какой опасностью не отступают. Они побеждают бурю, не боятся урагана. Во время Великой Отечественной войны матросы-черноморцы били фашистов.
№155 учебника 2011-2018 (стр. 74):
Между стволов сосен промелькнула белка. Куда она скрылась? Где её домик? Кругом стоит тишина. Хорошо осенью в лесу! А сколько грибов! Но что это? Паучок уцепился за хрустальную паутинку и летит. Куда он летит? Где остановится? Счастливого тебе путешествия, паучок.
Домик
I. Хрустальную — прил.
Паутинку (какую?) хрустальную.
II. Н. ф. — хрустальный; в ж. р., ед. ч., в В.п.
III. Паутинку (какую?) хрустальную — определение.
- ← Предыдущее
- Следующее →
Упражнение:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. Учебник №1, упр. 160, с. 81
160. Установите границы предложений, затем спишите, ставя знаки завершения: точку, вопросительный или восклицательный знак. Прочитайте записанный текст в соответствии с поставленными знаками препинания.
х Выпишите два словосочетания “глагол + существительное с предлогом”
Между ств о лов сосен промелькнула белка. Куда она скрылась? Где её 1 домик 2 ? Кругом стоит т и шина. Хор о шо осенью в л е су! А сколько гр и бов! Но что это? Паучок уц е пился за хрустальную 3 паутинку и л е тит. Куда он л е тит? Где ост а новится? Счастливого тебе путешествия, паучок!
Словосочетания:
х промелькнула между стволов х уцепился за паутинку
й – согл., звонк. непарн., мягк. непарн. е 〈 и – гласн., безуд.
й – согл., звонк. непарн., мягк. непарн. ё 〈 –гласн., ударн. 2 б., 4 зв.
дом/ик 2 (дом- – корень, -ик- – суффикс, нулевое окончание, домик- – основа слова)
Хрустальную 3 (паутинку) — прил. какую?, н. ф. – хрустальный, жр. р., в В. п., в ед. ч., вт. чл. (опред.)
Ответы к части 1. Упражнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
Упражнения:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
Часть 2. Упражнения
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
754
755
756
757
758
759
760
761
762
763
764
765
766
767
768
769
770
771
772
773
774
775
776
777
778
779
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№160 учебника 2019-2022 (стр. 81):
Установите границы предложений, затем спишите, ставя знаки завершения: точку, вопросительный или восклицательный знак. Прочитайте записанный текст в соответствии с поставленными знаками препинания.
Выпишите два словосочетания «глагол + существительное с предлогом».
Между ств..лов сосен промелькнула белка куда она скрылась где её1 домик2 кругом стоит т..шина хор..шо осенью в л..су а сколько гр..бов но что это паучок уцепился за хрустальную3 паутинку и л..тит куда он л..тит где остановится счастливого тебе путешествия, паучок.
№160 учебника 2022-2024 (стр. 89):
Прочитайте текст. Докажите, что он является художественным. В этом вам помогут выделенные слова.
В городе потеплело, хотя солнце клонится на закат, земля подставляет под его лучи свой продрогший зимний бочок. Греется.
Мальчик оглядывается вокруг и замечает, что снежный паст в городском сквере осел и напоминает поверхность лупы. На его шероховатой, кремнистой корочке виднеются маленькие лунные цирки. И пусть не скоро распустятся почки и прорастет трава, — на еловых лапах, на самых кончиках, уже появилась свежая зелень. Тёмные прошлогодние иголки жёсткие, а новые весенние иголочки ещё не окрепли, не научились колоться. Дотронься до них щекой — почувствуешь, какие они нежные.
(По Ю. Яковлеву)
№160 учебника 2011-2018 (стр. 75):
Прочитайте, делая необходимые паузы внутри предложений и между предложениями. Найдите в каждом предложении его грамматическую основу. Какой частью речи выражено подлежащее и в каком падеже стоит эта часть речи?
Образец ответа. Падают | кленовые листья. || О чём говорится в предложении? О листьях. Основа предложения — падают листья. Падают (что?) листья. Листья (что делают?) падают. Подлежащее листья выражено именем существительным в именительном падеже.
Листья падают с клёнов. Люди в парке ходят по золотому ковру. Ребятишки собирают красивые огненные листья в букеты. Я прислушиваюсь. Листья падают не беззвучно. Я слышу2 музыку листопада. Вот девочка подняла голову. Она тоже слушает золотой хоровод.
(В. Песков)
Подсказка
№160 учебника 2019-2022 (стр. 81):
Вставим пропущенные буквы по правилу о безударных гласных:
стволов (ствол), тишина (тишь), хорошо (хоро́ший), лесу (лес), грибов (гриб), уцепился (цепь), летит (полёт), остановится (вста́нет).
№160 учебника 2022-2024 (стр. 89):
Для художественного стиля характерно красочное описание.
Ответ
№160 учебника 2019-2022 (стр. 81):
Между стволов сосен промелькнула белка. Куда она скрылась? Где её1 домик2? Кругом стоит тишина. Хорошо осенью в лесу! А сколько грибов! Но что это? Паучок уцепился за хрустальную3 паутинку и летит. Куда он летит? Где остановится? Счастливого тебе путешествия, паучок.
Промелькнула между стволов.
Уцепился за паутинку.
Её — — 2 слога
е — согл., сонорн., звонк. непарн., мягк. непарн.;
— гласн., безударный;
ё — согл., сонорн., звонк. непарн., мягк. непарн.; — гласн., ударный.
2 буквы, 4 звука.
Домик
- домик, домика → окончание нулевое ;
- основа домик;
- дом, домовой → корень дом;
- суффикс -ик-.
I. Хрустальную — прил.,
Паутинку (какую?) хрустальную.
II. Н. ф. — хрустальный.
В ж. р., ед. ч., в В.п.II
III. Паутинку (какую?) хрустальную — определение.
№160 учебника 2022-2024 (стр. 89):
Текст относится к художественному стилю, так как автор красочно описывает природу, употребляя эпитеты: продрогший зимний бочок, кремнистой корочке, маленькие лунные цирки, новые весенние иголочки; олицетворения: земля греется, иголки не научились колоться.
№160 учебника 2011-2018 (стр. 75):
Люди в парке ходят по золотому ковру. Основа: (кто?) люди (что делают?) ходят. Подлежащее люди выражено существительным в именительном падеже.
Ребятишки собирают красивые огненные листья в букеты. Основа: (кто?) ребятишки (что делают?) собирают. Подлежащее ребятишки выражено существительным в именительном падеже.
Я прислушиваюсь. Основа: (кто?) я (что делаю?) прислушиваюсь. Подлежащее я выражено личным местоимением в именительном падеже.
Листья падают не беззвучно. Основа: (что?) листья (что делают?) падают. Подлежащее листья выражено существительным в именительном падеже.
Я слышу музыку листопада. Основа: (кто?) я (что делаю?) слышу. Подлежащее я выражено личным местоимением в именительном падеже.
Вот девочка подняла голову. Основа: (кто?) девочка (что сделала?) подняла. Подлежащее девочка выражено существительным в именительном падеже.
Она тоже слушает золотой хоровод. Основа: (кто?) она (что делает?) слушает. Подлежащее она выражено личным местоимением в именительном падеже.
Слышу
- ← Предыдущее
- Следующее →
Вопросительный знак
Вопросительный знак — это знак препинания, используемый в конце предложения, в котором заключается вопрос о чем-либо. Реже его ставят при перечислении однородных членов. Раньше он назывался «вопросительная точка», которая берет свое начало из латинского языка, а точнее, из слова «quaestio», что означает «поиск ответа». В одно время в конце предложения ставились две буквы этого слова одна под другой: q и o. Постепенно это обозначение переросло в завиток с точкой внизу, то есть в вопросительный знак.
Примеры
Виктор, разве ты не мог сходить в библиотеку и взять книгу?
Кстати, отчего у тебя такой радостный вид?
Что это за люди, что за хулиганы?
Что случилось сегодня ночью?
Ну, какое тебе до этого дело?
Параметры программы
Знание родного языка играет очень большую роль в жизни людей. Это не только влияет на их общую грамотность, но и помогает в построении карьеры, успешном общении, интеллектуальному развитию
Поэтому такое большое внимание в школе уделено изучению русского языка. В пятом классе учащиеся начинают более детально разбирать правила правописания, грамматики и пунктуации
Изучению в этом году подлежат такие темы, как:
- Окончание имени существительного;
- Безударные гласные в конце имен прилагательных;
- Как пишется «не» с глаголами;
- В каких случаях ставится «ь» после шипящих;
- Нужны ли дефисы в местоимениях;
- Виды предложений;
- Члены предложения;
- Диалог;
- Прямая речь;
- Неологизмы.
И это лишь малая часть того, что предстоит освоить школьникам. А не стоит при этом еще забывать и о постоянных проверочных работах, олимпиадах и т. д. Вполне понятно, что ученик может просто растеряться при такой нагрузке. И стоит только упустить хоть какую-то часть материала, как все остальное тоже переходит в раздел непонятного.
Поэтому стоит более пристально следить за успеваемостью своего ребенка, чтобы в случае необходимости сразу же принять соответствующие меры. Чтобы всегда быть в курсе программы обучения и всех текущих нюансов, достаточно просто иметь под рукой решебник к пособию «Русский язык 5 класс Учебник Ладыженская, Баранов Просвещение», который доступен на нашем сайте онлайн абсолютно бесплатно.