Упражнение 214 — гдз русский язык 6 класс. баранов, ладыженская. учебник часть 1

Решебник по русскому языку за 6 класс  м.т. баранов, т.а. ладыженская фгос

Содержание решебника

Часть 1

Язык и общение

Условные обозначения

§ 1. Язык и человек

§ 2. Общение устное и письменное

§ 3. Читаем учебник

§ 4. Слушаем на уроке

§ 5. Стили речи

Вспоминаем, повторяем, изучаем

§ 6. Звуки и буквы. Произношение и правописание

§ 7. Орфограмма

§ 8. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

§ 9. Правописание проверяемых согласных в корне слова

§ 10. Правописание непроизносимых согласных в корне слова

§ 11. Буквы и, у, а после шипящих

§ 12. Разделительные ъ и ь

§ 13. Раздельное написание предлогов с другими словами

§ 14. Что мы знаем о тексте

§ 15. Части речи

§ 16. Глагол

§ 17. -Тся и -ться в глаголах

§18. Тема текста

§ 19. Личные окончания глаголов

§ 20. Имя существительное

§ 21. Имя прилагательное

§ 22. Местоимение

§ 23. Основная мысль текста

Контрольные вопросы и задания

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

§ 24. Синтаксис

§ 25. Пунктуация

§ 26. Словосочетание

§ 27. Разбор словосочетания

§ 28. Предложение

§ 29. Виды предложений по цели высказывания

§ 30. Восклицательные предложения

§ 31. Члены предложения

§ 32. Главные члены предложения. Подлежащее

§ 33. Сказуемое

§ 34. Тире между подлежащим и сказуемым

§ 35. Нераспространённые и распространённые предложения

§ 36. Второстепенные члены предложения

§ 37. Дополнение

§ 38. Определение

§ 39. Обстоятельство

§ 40. Предложения с однородными членами

§ 41. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

§ 42. Предложения с обращениями

§ 43. Письмо

§ 44. Синтаксический разбор простого предложения

§ 45. Пунктуационный разбор простого предложения

§ 46. Простые и сложные предложения

§ 47. Синтаксический разбор сложного предложения

§ 48. Прямая речь

§ 49. Диало́г

Повторение

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

§ 50. Фонетика

§ 51. Гласные звуки

§ 52. Согласные звуки

§ 53. Изменение звуков в потоке речи

§ 54. Согласные твёрдые и мягкие

§ 55. Повествование

§ 56. Согласные звонкие и глухие

§ 57. Графика

§ 58. Алфави́т

§ 59. Описание предмета

§ 60. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

§ 61. Двойная роль букв е, ё, ю, я

§ 62. Орфоэпия

§ 63. Фонетический разбор слова

Повторение

Лексика. Культура речи

§ 64. Слово и его лексическое значение

§ 65. Однозначные и многозначные слова

§ 66. Прямое и переносное значение слов

§ 67. Омонимы

§ 68. Синонимы

§ 69. Антонимы

Повторение

Чать 2

Морфемика. Орфография. Культура речи

§ 70. Морфема — наименьшая значимая часть слова

§ 71. Изменение и образование слов

§ 72. Окончание

§ 73. Основа слова

§ 74. Корень слова

§ 75. Рассуждение

§ 76. Суффикс

§ 77. Приставка

§ 78. Чередование звуков

§ 79. Беглые гласные

§ 80. Варианты морфем

§ 81. Морфемный разбор слова

§ 82. Правописание гласных и согласных в nриставках

§ 83. Буквы з и с на конце приставок

§ 84. Буквы а — о в корне -лаг- — — лож-

§ 85. Буквы а — о в корне -pacm- — -роc-

§ 86. Буквы ё — о после шипящих в корне

§ 87. Буквы и — ы после ц

Повторение

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

§ 88. Имя существительное как часть речи

§ 89. Доказательства в рассуждении

§ 90. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

§ 91. Имена существительные собственные и нарицательные

§ 92. Poд имён сущкствительных

§ 93. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

§ 94. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

§ 95. Три склонения имён существительных

§ 96. Падеж имён существительных

§ 97. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

§ 98. Множественное число имён существительных

§ 99. Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Повторение

§ 100. Морфологический разбор имени существительного

Имя прилагательное

§ 101. Имя прилагательное как часть речи

§ 102. Правоnисание гласных в nадежных окончаниях nрилагательных

§ 103. Оnисание животного

§ 104. Прилагательные nолные и краткие

§ 105. Морфологический разбор имени прилагательного

Повторение

Глагол

§ 106. Глагол как часть речи

§ 107. Не с глаголами

§ 108. Рассказ

§ 109. Неопределённая форма глагола

§ 110. Правописание -тся и -ться в глаголах

§ 111. Виды глагола

§ 112. Буквы е — и в корнях с чередованием

§ 113. Невыдуманный рассказ (о себе)

§ 114. Время глагола

§ 115. Прошедшее время

§ 116. Настоящее время

§ 117. Будущее время

§ 118. Сопряжение глаголов

§ 119. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

§ 120. Морофологический разбор глагола

§ 121. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

§ 122. Употребление времён

Повторение и систематизация изученного

§ 123. Разделы науки о языке

§ 124. Орфограммы в приставках и в корнях слов

§ 125. Орфограммы в окончаниях слов

§ 126. Употребление букв ъ и ь

§ 127. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№214 учебника 2019-2022 (стр. 107):

     Определите, от чего и с помощью чего образованы данные слова.

     Образец. Берёзовый ← берёза; паровоз ← пар, возить.

     Радос(?)ный, кр..сноватый, преотличный, атомоход, ельник, восход, подводный, ленточ(?)ка, скоросшиватель, булочная, перерыв.

№214 учебника 2022-2024 (стр. 110):

     Проведите наблюдения (что вы видите из окна вашего дома, школы) и запишите их в форме материалов к сочинению.
     Какие предметы находятся ближе всего к вам, какие — дальше, какие совсем далеко от вас? Очертания каких предметов видны отчётливо? Какова окраска предметов? Учтите, что предметы выглядят по-разному в разное время суток, при разном освещении. Используйте синонимы, помещённые в рамках.

№214 учебника 2011-2018 (стр. 118):

Диктант. Обозначьте приставки пре- и при-. Подчеркните словосочетания «гпагол + существительное».

     Пр..смотреться к работе, пр..готовиться к тренировке, пр..думать комплекс упражнений, пр..обрести сп..ртивный к..стюм, пр..сутствовать на состязаниях, пр..одолеть пр..пятствие‚ пр..ветствовать поб..дителя, пр..красный пр..мер для подражания, пр..зирать опас(?)ность, пр..гласить на пр..мьеру фильма, пр..мерное п..ведение, пр..чина поражения, вел..колепный фотона(п, пп)арат, вполне пр..годный.

Подсказка

№214 учебника 2019-2022 (стр. 107):

Вставим пропущенные буквы:

  • радостный (радости) — непроизносимый согласный;
  • красноватый (красный) — безударный гласный;
  • ленточка — сочетание ЧК пишем без ь.

Посмотреть, как образуются слова, можно в справочнике.

№214 учебника 2011-2018 (стр. 118):

Вставим пропущенные буквы:

  • присмотреться, прекрасный, приготовиться, придумать, приобрести, присутствовать, преодолеть, пригодный — гласные в приставках при-/пре-;
  • спортивный (спо́рт), победителя (побе́да) — безударные гласные в корне;
  • костюм, причина, великолепный, пример, премьеру, примерное, приветствовать, препятствие,  презирать, пригласить, — словарные слова;
  • опасность (опасен) — проверка на непроизносимый согласный;
  • фотоаппарат — удвоенные согласные;
  • поведение — правописание приставок.

Ответ

№214 учебника 2019-2022 (стр. 107):

     Радостный ← радость,
красноватый ← красный,преотличный ← отличный,атомоход ← атом, ходить,
ельник ← ель,восход ← восходить,подводный ← вода,
ленточка ← лента,скоросшиватель ← скоро, сшивать,
булочная ← булка,перерыв ← прерывать.

№214 учебника 2022-2024 (стр. 110):

      1. Обычный двор, окружённый домами; деревья, кусты, много машин.
     2. Среди деревьев детская площадка; свежеокрашенные горки и городки; турники для детей и взрослых; яркие качели; песочница для малышей; густые цветущие кустарники.
     3. Чуть дальше еле виднеется площадка для собак; огорожена сеткой-забором; турники для тренировки животных; лай собак, команды хозяев.
     4. Вдоль домов палисадники; яркие цветы.

№214 учебника 2011-2018 (стр. 118):

    Присмотреться к работе, приготовиться к тренировке, придумать комплекс упражнений, приобрести спортивный костюм, присутствовать на состязаниях, преодолеть препятствие‚ приветствовать победителя, прекрасный пример для подражания, презирать опасность, пригласить на премьеру фильма, примерное поведение, причина поражения, великолепный фотоаппарат, вполне пригодный.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

§4. Способы словообразования

Внимание:

На иллюстрации видно, что бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Во многих учебниках об этом способе не сказано ничего: авторы его  не выделяют. Однако в КИМах ЕГЭ этот способ учитывается. Поэтому в нашу схему бессуффиксальный способ включён, но его особое место среди прочих, безоговорочно выделяемых всеми авторами учебников, отмечено пунктиром. И в дальнейшем, на других иллюстрациях такая линия покажет, что элемент содержания вызывает разные интерпретации. 

У ряда авторов встречается термин бессуффиксальный. 

Способ словообразования –  сам процесс образования производной основы от производящей основы. Способ определяется в зависимости от средства словообразования. Возможна комбинация разных способов.

Понятия: средство и способ словообразования — разные, эти термины следует различать и употреблять  правильно

При этом важно понимать, что способ словообразования определяется в зависимости от используемого средства. Например, если средством является суффикс, то способ суффиксальный, если приставка, то приставочный, если суффикс и приставка вместе, то приставочно-суффиксальный

Названия же операциональных средств и способов словообразования совпадают. У слова нефтепровод средство словообразования — сложение основ, способ словообразования — тоже сложение основ. Не удивляйся этому. Таким образом лингвисты подчеркивают своеобразие операциональных средств, их особой природы.

Для русского языка характерны различные способы словообразования:

  • Приставочный: образование слов с помощью приставок: посмотреть←смотреть,  пригород←город, недорого←дорого
  • Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: вторник←второй,  выдумщик←выдумать (усечение основы), заборище←забор
  • Приставочно-суффиксальный: образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник←окно, втихаря←тихо (усечение основы), затенить←тень
  • Бессуффиксный (бессуффиксальный): выход ← выходить, высь ← высокий
  • Сложение: соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать
  • Сложение в сочетании с суффиксацией: головоломка, вагоноремонтный
  • Сращение: долгоиграющий, быстрорастворимый
  • Сокращение основы: зав, зам
  • Аббревиация, то есть образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком
  • Изменение части речи: больной, столовая

Частотно образование слова сопровождается явлениями, которые облегчают взаимоприспособление производящей основы и словообразующего средства: приставки, суффикса, корня.

  • Чередование гласных и согласных, например:  дорога→дороженька (чередование г//ж)
  • Вставки интерфикса — соединительного элемента, служащего фонетической связкой при сложении основ, например: пар+ ходить (усечение основы)→пароход
  • Усечение производящей основы: катать→кат+ок (суффикс глагольной основы –а при образовании нового слова усечен)Эти явления нужно уметь заметить и прокомментировать. 

Слов в языке великое множество. Среди них вы должны находить производные. Они образованы по-разному. Школьная программа требует уметь определять производную и производящую (или производящие) основы. Нужно понимать,  с помощью каких средств образовано производное слово, а также называть способ словообразования.

В школьном курсе словообразованию уделяют много внимания, но при обучении теории отводится совсем немного времени. Однако сделать словообразовательный анализ правильно невозможно, если ты не знаешь основ теории. Не обольщайся тем, что тебе легко удаётся словообразовательный разбор самых простых примеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: