Часть 2. Упражнения
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
754
755
756
757
758
759
760
761
762
763
764
765
766
767
768
769
770
771
772
773
774
775
776
777
778
779
Часть 1. Упражнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №2, упр. 456, с. 23
456. Выборочное изложение «Последний лист орешника».
Прочитайте текст упр. 455. Выделите те части текста, в которых описывается последний жёлтый живой огонёк — лист орешника. Найдите слова и словосочетания, обозначающие цвет деревьев в лесу. Изложите текст от 3-го лица.
Последний лист
Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои.
Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.
Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся — висит
Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу.
План:
1. Всё осыпалось после морозов и обильного снега.
2. Лес чёрный, пустой и холодный.
3. Жёлтый живой огонёк.
Последний лист орешника
Поздней осенью писатель пошёл в лес и увидел куст орешника, на ветке которого ещё держался последний прозрачный листок. «Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега?» – удивился он. Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый сугроб хвои.
Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком
Обошёл автор осторожно орешник, боясь зацепить ветку. Оглянулся – «висит»
Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только он один упорно светится в тёмном и мрачном лесу.
Комментарий. Наша задача — пересказать текст выборочно. Нас интересуют только те части текста, в которых описывается последний лист орешника. Кроме того, необходимо изложить текст от третьего лица.
Упражнения:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
Упражнение:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№456 учебника 2019-2022 (стр. 23):
Выборочное изложение «Последний лист орешника». Прочитайте текст упр. 455. Выделите те части текста, в которых описывается последний жёлтый живой огонёк — лист орешника. Найдите слова и словосочетания, обозначающие цвет деревьев в лесу. Изложите текст от 3-го лица.
№456 учебника 2022-2024 (стр. 7):
Спишите предложения, вставляя в них по 2-3 существительных, подходящих по смыслу. Каким членом предложения они являются? В каком падеже стоят эти существительные?
Образец. Медведь, заяц, лиса — животные.
- Река, ручей,—естественные потоки воды.
- О(т, тт)епель, гололедица,—явления природы.
- Праз(?)ник, олимпиада, — события.
- Директор, юноша,—люди.
- Карандаш, камень, — предметы.
№456 учебника 2011-2018 (стр. 36):
Диктант. Обозначьте корни с чередующимися гласными.
Р..стительность нашей мес(?)ности, предлагать спосо.. переса..ки деревьев, прол..жить тр..пинку в зар..слях, крошечный р..сточек, подр..сли на гря..ке, выр..щенный нами сад, произр..стать в пустын.., разл., жить р..стения для г..рбария, слева (от)меня.
Веточ(?)ка выр..стает из почки. Разр..стаются л..сные пол..сы. Выр..стет и ра..пустит(?)ся тюльпан1. Всюду и везде буду ра(с, сс)казывать о выст..вке.
Подсказка
№456 учебника 2019-2022 (стр. 23):
Вспомните способы сжатия текста.
№456 учебника 2022-2024 (стр. 7):
Раскроем скобки:
- оттепель — удвоенная согласная на стыке приставки и корня;
- праздник (празден) — непроизносимый согласный.
№456 учебника 2011-2018 (стр. 36):
Вставим пропущенные буквы:
- растительность, зарослях, росточек (искл.), подросли, выращенный, произрастать, растения, вырастает, разрастаются, вырастет — в корнях раст (рощ) / рос перед ст пишем а;
- местности (место) — непроизносимый согласный;
- предлагать, разложить, проложить — корни лаг/лож;
- способ (способы), пересадки (сады), грядке (грядок) — парные звонкие/глухие согласные;
- тропинку (тропы), гербария (сл.слово), лесные (лес) полосы (полоски), выставке (ставить) — безударные гласные:
- в пустыне (1 скл., П. п.) — окончание существительного;
- веточка — сочетание чк-чн пишем без ь;
- распустится, рассказывать- приставки рас/раз.
Ответ
№456 учебника 2019-2022 (стр. 23):
Последний лист орешника
Поздней осенью герой идёт в лес и замечает единственный лист на орешнике. Все листья осыпались, осиновый лист успел почернеть, а под лиственницей лежит оранжево-сизый сугроб хвои.
Весь лес чёрный, пустой и холодный, и в этом прозрачном сумраке издали виден единственный лист. Куст облетел, а этот листок на кончике ветви маячит жёлтым живым огоньком.
№456 учебника 2022-2024 (стр. 7):
1. Река, ручей, водопад, течения — естественные потоки воды.
2. Оттепель, гололедица, радуга, засуха — явления природы.
3. Праздник, олимпиада, концерт, выставка — события.
4. Директор, юноша, продавец, девочка — люди.
5. Карандаш, камень, книга, фломастер — предметы.
Все выделенные существительные стоят в именительном падеже и являются подлежащими.
№456 учебника 2011-2018 (стр. 36):
Растительность нашей местности, предлагать способ пересадки деревьев, проложить тропинку в зарослях, крошечный росточек, подросли на грядке, выращенный нами сад, произрастать в пустыне, разложить растения для гербария, слева от меня.
Веточка вырастает из почки. Разрастаются лесные полосы. Вырастет и распустится тюльпан. Всюду и везде буду рассказывать о выставке.
Тюльпа́н — — 2 слога.
т — — согл., глухой парный, мягкий парный;
ю — — гласный, безударный;
л — — согл., сонорн., звонк. непарн., мягк. парн.;
ь —
п — — согл., глухой парный, твёрдый парный;
а — — гласный, ударный;н — — согл., сонорн., звонк. непарн., твёрд. парный.
7 букв, 6 звуков.
- ← Предыдущее
- Следующее →
Презентация по русскому языку «Выборочное изложение «Последний лист орешника» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
При выборочном изложении требуется изложить (пересказать) в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть, то есть отобрать материал, связанный с определённой темой.
Василий Михайлович Песков Родился 14 марта 1930 г. умер 12 августа 2013 г. писатель, журналист, фотокорреспондент, тележурналист телеведущий программы «В мире животных» (1975—1990), путешественник.
Озаглавьте текст. «Последний лист орешника» Определите основную мысль текста. Найдите слова, в которых она выражена. Почему автор остановился перед этим прозрачным листком и залюбовался им? «Всё … осыпалось». «Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком…»
«Всё … осыпалось.» «Осиновый лист успел уже почернеть на зем-ле.» Прозрачный, продрог- ший сумрак. «Пожухла жёлтая осыпь в березняках.» «Весь лес чёрный, пус-той и холодный.» «Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме.»
«…листок упорно светится в чёрном лесу.» «…листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.» «остался он после морозов, после обильного снега» Листок на орешнике КАКОЙ ОН?
— Найдите слова, которые дают возможность представить лес, листок, сумрак как живые существа (олицетворения). Лес Осиновый лист успел уже почернеть. Лес холодный. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме.
Листок остался, висит, маячит, упорно светится.
Сумрак Продрогший сум- рак
Всё осыпалось после морозов и обильного снега. Лес пустой, черный и холодный. Жёлтый живой огонёк. Упорство листка.
Прозрачный листок, чудом, после обильного снега, осыпалось, чёрный, издали виден, листок на орешнике, облетел, маячит жёлтым огоньком, упорно светится, в чёрном лесу.
Местоимение «Я» можно заменить словами: автор, писатель, рассказчик, он, В.М.Песков.
Прочитайте ещё раз текст. Какого он стиля? От какого лица написан текст? При написании изложения 1-е лицо измените на 3-е. Перескажите текст.
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-085479
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах
Время чтения: 1 минута
Родным языкам в школах КБР будут обучать по обновленным учебникам
Время чтения: 1 минута
В России создадут национальный центр физики и математики
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.