Как писать названия классов: 1а класс или 1-й «А» класс?
Специальных правил оформления литеры в названии класса нет. В прочих случаях литерные добавления, как правило, пишутся строчными буквами без кавычек и присоединяются без пробела и без дефиса к предшествующей цифре: рисунок 1а, пункт 2д, дом 3а и т. д. Поэтому по аналогии можно было бы написать 1а класс, класс 10г, но на практике такой вариант не используется.
Наиболее распространены варианты оформления с прописной литерой, заключенной в кавычки: наш 10-й «Б», поступил в 1-й «А» класс и т. д. Такое оформление особенно уместно в тех случаях, когда литера располагается не сразу после числительного (или когда числительное вообще отсутствует): 10-й класс «Б»; классы «А» и «Б».
При написании числительного словом используется аналогичное оформление: первый «А» класс, десятый «Б». Ср.: Здесь можно было переждать какую-нибудь опасность, покурить, поговорить с девчонкой – словом, свой девятый «В» Мельников не случайно обнаружил именно здесь. Г. Полонский, Доживем до понедельника. Служкин запустил девятый «А» в кабинет и раскрыл классный журнал. А. Иванов, Географ глобус пропил.
Суффикс
Упражнение 146 — страница 26
Прочитай и спиши отрывок из сказки «Заяц-хваста».
Жил-был в лесу зайка. Большой хвастунишка. - У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Я никого не боюсь!
Подчеркни родственные слова.
Подумайте, какие из слов передают хвастливость зайца, придают ему уверенность, приободряют его.
Зайцу придают уверенность следующие слова: усищи, лапищи, зубищи, образованные с помощью суффикса -ищ-.
Выделите в подчёркнутых словах корень, суффикс и окончание.
Упражнение 147 — страница 27
Образуйте слова с суффиксами -ик- и -ок-.
Игра "Кто больше?" Домик, носик, глазик, цветик, мячик. Ледок, домок глазок, листок, сынок.
Слова для выбора: глаз, нос, лист, цвет, сын, мяч.
Упражнение 148 — страница 27
Образуй ласковые имена с суффиксом -еньк-.
Даша - Дашенька Коля - Коленька Оля - Оленька Саша - Сашенька Маша - Машенька Миша - Мишенька
Как проверить парные согласные в корне?
При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.
Изменить форму слова:
- изменить число существительного: дуб (ед. ч.) — дубы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
- изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) снега (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
- заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), свеж (каков?) — свежий (какой?)
Подобрать родственное слово:
- назвать ласково: сапожки — сапожок, кружка — кружечка, когти — коготок.
- взять слово другой части речи: морковь (сущ.) — морковный (прил.), ходьба (сущ.) — ходит (гл.).
Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.
Например: автобус, вокзал, завтра.
Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№421 учебника 2019-2022 (стр. 11):
Спишите, обозначьте основу и окончание. Подберите устно проверочные слова к словам, в которых пропущены буквы.
Образец. Каждый гриб похож на зонтик.
На г..ре шумит в..тла,
На в..тле звенит пч..ла…
В нашу ло..ку иногда
Набирается в..да.
(Ю. Мориц)
№421 учебника 2022-2024 (стр. 200):
Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений. Спишите, обозначая в словах изученную орфограмму. Найдите в текстах стихотворений однокоренные слова. Подберите к ним ещё 2—3 слова с тем же корнем.
1. В роще шелест, ш..рох, свист
Тихий, ровный, заглушённый,
Отдалённо-приближённый.
Умирает каждый лист,
В роще шелест, ш..рох, свист.
Сонно падают листы,
Смутно шепчутся вершины,
И берёзы, и осины.
(К. Бальмонт. «Осень
(Вы умрёте, стебли трав…)»)
2. Но подо льдистою корой
Ещё есть жизнь, ещё есть ропот —
И внятно слышится порой
Ключа6 таинственного ш..пот.
(Ф. Тютчев. «Поток сгустился и тускнеет…»)
Найдите в отрывках стихотворений слова с повторяющимися шипящими звуками. Какие приёмы усиления выразительности текста ис пользует К. Бальмонт, чтобы передать картину листопада?
№421 учебника 2011-2018 (стр. 23):
Выпишите из таблицы в две группы слова с чередованием: 1) при образовании слов; 2) при изменении слов. Обозначьте корни, в которых есть чередования. Буквы, обозначающие чередующиеся звуки, подчеркните.
Подсказка
№421 учебника 2019-2022 (стр. 11):
Вставим пропущенные буквы:
- горе, ветла, пчела, вода — безударные гласные;
- лодка — парные звонкие/глухие согласные.
Основа — это часть слова без окончания, поэтому в неизменяемых словах основой является всё слово целиком.
№421 учебника 2022-2024 (стр. 200):
Обратитесь к темам:
- «Буквы ё-о после шипящих»;
- «Лексический разбор».
№421 учебника 2011-2018 (стр. 23):
Обратитесь к теме «Слова с чередованием согласных».
Ответ
№421 учебника 2019-2022 (стр. 11):
На горе шумит ветла,
На ветле звенит пчела…
В нашу лодку иногда
Набирается вода.
(Ю. Мориц)
Проверочные слова: горе — горка; ветла — вётлы; пчела — пчёлка, лодка — лодочка; вода — водный.
№421 учебника 2022-2024 (стр. 200):
1. В роще шелест, шорох, свист
Тихий, ровный, заглушённый,
Отдалённо-приближённый.
Умирает каждый лист,
В роще шелест, шорох, свист.
Сонно падают листы,
Смутно шепчутся вершины,
И берёзы, и осины.
(К. Бальмонт. «Осень
(Вы умрёте, стебли трав…)»)
2. Но подо льдистою корой
Ещё есть жизнь, ещё есть ропот —
И внятно слышится порой
Ключа таинственного шёпот.
(Ф. Тютчев. «Поток сгустился и тускнеет…»)
Однокоренные слова: шепчутся, шёпот — шепнуть, нашёптывать.
Слова с повторяющимися шипящими: шелест, шорох, заглушённый, шепчутся, вершины, шёпот.
И внятно слышится порой ключа6таинственного шёпот.
- Ключ — естественный источник воды, место выхода подземных вод на поверхность.
- Однозначное.
- Прямое значение.
- Синоним — родник. антонима нет, омоним — твёрдый стержень с особым сочетанием выступов для запирания и отпирания замков.
- Исконно русское.
- Общеупотребительное.
- Нейтральное.
№421 учебника 2011-2018 (стр. 23):
1) при образовании слов:
подруга — дружный — друзья; ходоки — хожу — хождение;светит — свеча — освещать;доска — дощечка; блестеть — блещет;воздух — воздушный; возразить — возражение;носить — ноша; камень — камешек; баран — барашек;гребёт — гребля; насыпь — сыплю.
2) при изменении слов:колыхать — колышет; сказать — скажу;писать — пишу; кормить — кормлю;ловить -ловлю; разграфить — разграфлю.
- ← Предыдущее
- Следующее →
Часть 2. Упражнения
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
754
755
756
757
758
759
760
761
762
763
764
765
766
767
768
769
770
771
772
773
774
775
776
777
778
779
Тематические группы слов
Упражнение 128 — страница 15
Прочитай слова. В выделенных словах подчеркни орфограммы, в скобках запиши проверочные слова.
Выполненный вариант:
Раздели слова — название вещей на три группы.
Мебель: кресло, шкаф, диван, ширма. Посуда: чайник, стакан, кастрюля, кружка, блюдце, сковорода. Одежда: платье, перчатки, варежки.
На какой общий вопрос отвечают слова всех трёх групп: что? или кто? Подчеркни.
Найди и подчеркни родственные слова. Обозначь в них корень. Поставь знак ударения.
Упражнение 129 — страница 16
Прочитай стихи К. Чуковского. Выпиши слова одной тематической группы.
Вот и чайник за кофейником бежит, Тараторит, тараторит, дребезжит ....
Что: чайник, кофейник.
Найди и подчеркни родственные слова. Обозначь в них корень. поставь знак ударения.
Упражнение 130 — страница 16
Прочитай две группы слов. Найди и подчеркни лишнее слово в каждой группе.
Кто? Соловей, чиж, бабочка. Что? Яблоко, груша, малина.
Поставь вопрос кто? или что? к каждой группе.
Глагол
Упражнение 161 — страница 36
Рассмотри рисунок. Расскажите, что делают школьники.
Составьте и запишите два-три предложения, используя слова для выбора. Глаголы подчеркните.
На детской площадке жизнь кипит ключом. Мальчишки играют в футбол. Вокруг поля весело бегает маленькая собачка Жучка. Одна девочка прыгает на скакалке. Вероника качается на качели. А Ирина с Верой разговаривают.
Слова для выбора: играют в футбол, бегает, прыгает, качается, разговаривают.
Упражнение 162 — страница 37
Угадай предмет по его действиям. Слово-отгадку запиши.
Светит, сияет, греет (что?) солнце. Бегает, прыгает, лает (кто?) собака. Поёт, клюёт, летает (кто?) петух.
Упражнение 163 — страница 37
Соедини стрелками существительные с глаголами. Глаголы подчеркни.
Получим:
Что у тебя получилось?
Обведи правильный ответ.
Упражнение 164 — страница 38
Прочитайте и отгадайте загадки. С помощью слов какой части речи описан предмет загадки? Подчеркни эти слова.
Светит, а не греет. (Луна) Летит - молчит, Лежит - молчит. Когда умрёт, Тогда заревёт. (Снег) И топчут её, И режут её, Она не серчает, Добром отвечает. (Почва)
Предмет загадки описан с помощью глагола.
Упражнение:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
Состав слова
Упражнение 131 — Страница 17
Помогите Ане и Ване собрать группы родственных слов. Выдели корень.
Выполненное задание:
Т.о. у слов родина, родители, родственники — общий корень — род; у слов родной и родня — общий корень — родн, а у слово родник — корень родник.
Упражнение 132 — Страница 18
Прочитайте отрывок из стихотворения Ю.Тувима. Подчеркните имена собственные родственников артиста.
Кто не слышал об артисте Тралиславе Трулялинском! А живёт он в Припевайске, В переулке Веселинском. С ним и тёлка - Трулялётка, И дочурка - Трулялюрка, И сынишка - Трулялишка, И собачка - Трулялячка.
Сравните эти слова. Обсудите, чем они похожи. Выделите и обозначьте дугой общую часть в этих словах.
Слова из стихотворения Бориса Заходера: Трулялинском, Трулялётка, Трулялюрка, Трулялишка, Трулялячка образованы от слова «тру-ля-ля», которое обозначает радость, веселье. Все эти слова являются образованными от одного корня путем добавления к ним различных суффиксов. Отметим общую в этих словах.
Упражнение 133 — Страница 18
Прочитай предложение. Выпиши родственные слова, вставив пропущенные буквы. Выдели корень.
Родственные слова: голубь, голубка, голубятни. У всех у них общий корень - голуб.
Упражнение 134 — Страница 19
Подбери к каждому слову родственное слово и запиши его.
Слова для выбора: телёнок, слонёнок, тигрица, грачонок, коровий, слоняться.
Слон - слонёнок, тигр - тигрица, корова - коровий, грач - грачонок.
Какие слова нельзя назвать родственными?
Слон и слоняться не являются родственными словами, а также корова и телёнок не являются родственными.
Упражнение 135 — страница 19
Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы.
Найди и подчеркни родственные слова. Обозначь в них корень. Поставь знак ударения.
Вода - краса природы. Журчат и мчатся весенние воды. Тихо бьёт из родника чистая водичка. Красиво блестят на солнце водяные брызги.
А теперь выделим корень в подчеркнутых словах и поставим в них ударение:
Т.о. в словах: вода, воды, водичка и водяные — корень: вод.
Упражнение 136 — страница 19
Прочитай. Выдели предложения. Озаглавь текст. Спиши его, вставляя пропущенные буквы и правильно оформляя предложения на письме.
Выполненное задание:
Холодная зима Стоит холодная зима. Белый пушистый ковёр накрыл поля и холмы. Деревья по ночам трещат от мороза. Рыбы ушли на дно рек и озёр. Лиса укрылась в норе. Только голодный волк бродит по лесам, полям и дорогам.
Упражнение 137 — страница 20
Подберите к каждому слову родственное слово. Вставьте пропущенные буквы.
Игра "Кто быстрее?" Гладкий - гладок. Скользкий - скользить. Сладкий - сладок. Хрупкий - хрупок. Узкий - узок. Робкий - робость.
Пропущенные буквы подчеркните. Объясните их правописание в корнях слов.
Упражнение 138 — страница 21
Прочитай. Подбери к выделенным словам однокоренные слова. Запиши пары родственных слов. Выдели корень.
Выполненное задание:
Мороз - морозец, морозилка, морозить, морозный, разморозка. Снег - снеговик, Снегурочка. Сад - высадка, садик, садовник.
А теперь выделим корень в однокоренных словах:
Упражнение 139 — страница 21
Выдели корень в родственных словах.
Вставь пропущенные буквы. Подчеркни проверочные слова.
Травка - трава, травушка, травинка. Дубки - дубок, дубочек. Глазки - глазок, глазоньки. Дорожка - дороженька.
И выделим корень в словах:
Упражнение 140 — страница 22
Прочитай народные пословицы и поговорки.
Спиши пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы.
Выполненное задание:
Рыбка мелка, да уха сладка. Хороша кашка, да мала чашка. Ложка дёгтя портит бочку мёду. Зимой шубка не шутка.
P.S. Запишем проверочные слова к словам с пропущенными буквами. Рыбка — рыба, сладка — сладок, чашка — чашечка, ложка — ложечка, шубка — шуба.
Упражнение 141 — страница 23
Запиши пары родственных слов. Выдели корень.
Запишем пары родственных слова:
Звезда - звёздное, ненастье - ненастный, счастье - счастливая.
Выделим корень у этих слов:
Есть ли среди выписанных слов слова с непроизносимыми согласными звуками? Подчеркни буквы на месте этих звуков.
Среди выписанных слов слова с непроизносимыми согласными звуками следующие: звездное, ненастный, счастливая.
Как записать существительное или прилагательное, начинающееся числом? Как правильно: 3-х мерный или 3-мерный?
Корректное оформление: трехмерный (предпочтительно), 3-мерный.
Если в составе сложных существительных и прилагательных есть числительное, то его можно записать в словесной форме (прописью) или в словесно-цифровой форме (цифрой и присоединяемым дефисом существительным или прилагательным). При использовании словесно-цифровой формы записи буквенные наращения после числительных не пишутся.
Неверно | Верно |
---|---|
2-х симочный, 2-ухсимочный, | 2 симочный двухсимочный, 2-симочный |
150-тилетие, 150 летие, 150-ти летие |
стопятидесятилетие, 150-летие |
Примечание. В узкоспециальных изданиях допускается заменять прилагательное (название физической единицы) соответствующим кратким обозначением: 5-км расстояние, 12-т нагрузка.
Приставка
Упражнение 142 — страница 23
Спиши, раскрывая скобки.
Все птицы улетели на юг. Малыши запели весёлую песню. Ученики написали диктант.
Часть слова перед корнем — это: предлог или приставка Обведи верный ответ.
Упражнение 143 — страница 24
Образуйте и запишите новые слова с приставками за-, пере-.
Игра "Кто быстрее?" Писать - записать, переписать. Бежать - забежать, перебежать. Ехать - заехать, переехать. Везти - завезти, перевезти. Играть - заиграть, переиграть. Говорить - заговорить, переговорить. Кричать - закричать, перекричать. Прыгнуть - запрыгнуть, перепрыгнуть.
Чем различаются записанные вами родственные слова?
Записанные родственные слова различаются по смыслу.
Упражнение 144 — страница 24
Какая буква в словах пропущена? Впиши её. Обозначь приставки.
Нам объявили, что будет контрольная. В гору шёл крутой подъём. Машина съехала с горы и подъехала к пристани.
В словах пропущена буква «ъ». Теперь обозначим в словах с пропущенными буквами приставки.
P.S. При разборе слов по составу «ъ» не относится ни к приставке, ни к корню слова. Однако в начальной школе для простаты твердый знак выделяют вместе с приставкой.
Упражнение 145 — страница 25
Попробуй образовать новые слова с приставками. Какое правило нужно вспомнить?
Подъезд, въезд, отъезд, переезд, разъезд. Объявил, предъявил, заявил. Отъел, объел, поел, съел.
При образовании новых слов с приставками следует вспомнить следующее правило.
Когда применять наращения?
Наращение (буквенное падежное окончание) используется в записи порядковых числительных: 10-й класс «Б»; ученик 11-го класса; 1-й вагон из центра; 5-й уровень сложности; занять 2-е и 3-е места; в начале 90-х годов, 12-й маршрут.
Наращение не используется:
- В записи количественных числительных: словарь в 4 томах; работа 2 сотрудников; серия из 12 упражнений.
- При записи календарных чисел: 22 марта 2003 года, 1 апреля, 10 января. Не: 22-го марта 2003-го года, 1-го апреля, 10-е января.
- Если число обозначено римской цифрой: II Международная олимпиада школьников по русскому языку; IX конгресс, XXI век, Людовик XIV.
- В номерах томов, глав, страниц, иллюстраций, таблиц, приложений и т. п., если родовое слово (том, глава) предшествует числительному: на с. 196, в т. 5, в табл. 11, в прил. 1 (но: на 196-й странице, в 5-м томе, в 11-й таблице, в 1-м приложении).
Как применять наращения?
Наращение падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, может быть однобуквенным или двухбуквенным.
По закрепившейся традиции наращение должно быть однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 5-й день (пятый день), 25-я годовщина (двадцать пятая годовщина), в 32-м издании (в тридцать втором издании), в 14-м ряду (в четырнадцатом ряду).
Наращение должно быть двубуквенным, если последней букве предшествует согласный: 5-го дня (пятого дня), к 25-му студенту (к двадцать пятому студенту), из 32-го издания (из тридцать второго издания), из 14-го ряда (из четырнадцатого ряда).
Если подряд следуют два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них: 1-й, 2-й вагоны; 80-е и 90-е годы.
Если подряд следуют более двух порядковых числительных, разделенных запятой, точкой с запятой или соединенных союзом, то падежное окончание наращивают только у последнего числительного: 1, 2 и 3-й вагоны, 70, 80, 90-е годы.
Если два порядковых числительных следуют через тире, то падежное окончание наращивают:
а) только у второго числительного, если падежное окончание у обоих числительных одинаковое: 50–60-е годы, в 80–90-х годах;
б) у каждого числительного, если падежные окончания разные: в 11-м – 20-х рядах.
Упражнения:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732