Содержание решебника
Часть 1
Язык и общение
Условные обозначения
§ 1. Язык и человек
§ 2. Общение устное и письменное
§ 3. Читаем учебник
§ 4. Слушаем на уроке
§ 5. Стили речи
Вспоминаем, повторяем, изучаем
§ 6. Звуки и буквы. Произношение и правописание
§ 7. Орфограмма
§ 8. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
§ 9. Правописание проверяемых согласных в корне слова
§ 10. Правописание непроизносимых согласных в корне слова
§ 11. Буквы и, у, а после шипящих
§ 12. Разделительные ъ и ь
§ 13. Раздельное написание предлогов с другими словами
§ 14. Что мы знаем о тексте
§ 15. Части речи
§ 16. Глагол
§ 17. -Тся и -ться в глаголах
§18. Тема текста
§ 19. Личные окончания глаголов
§ 20. Имя существительное
§ 21. Имя прилагательное
§ 22. Местоимение
§ 23. Основная мысль текста
Контрольные вопросы и задания
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
§ 24. Синтаксис
§ 25. Пунктуация
§ 26. Словосочетание
§ 27. Разбор словосочетания
§ 28. Предложение
§ 29. Виды предложений по цели высказывания
§ 30. Восклицательные предложения
§ 31. Члены предложения
§ 32. Главные члены предложения. Подлежащее
§ 33. Сказуемое
§ 34. Тире между подлежащим и сказуемым
§ 35. Нераспространённые и распространённые предложения
§ 36. Второстепенные члены предложения
§ 37. Дополнение
§ 38. Определение
§ 39. Обстоятельство
§ 40. Предложения с однородными членами
§ 41. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
§ 42. Предложения с обращениями
§ 43. Письмо
§ 44. Синтаксический разбор простого предложения
§ 45. Пунктуационный разбор простого предложения
§ 46. Простые и сложные предложения
§ 47. Синтаксический разбор сложного предложения
§ 48. Прямая речь
§ 49. Диало́г
Повторение
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
§ 50. Фонетика
§ 51. Гласные звуки
§ 52. Согласные звуки
§ 53. Изменение звуков в потоке речи
§ 54. Согласные твёрдые и мягкие
§ 55. Повествование
§ 56. Согласные звонкие и глухие
§ 57. Графика
§ 58. Алфави́т
§ 59. Описание предмета
§ 60. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
§ 61. Двойная роль букв е, ё, ю, я
§ 62. Орфоэпия
§ 63. Фонетический разбор слова
Повторение
Лексика. Культура речи
§ 64. Слово и его лексическое значение
§ 65. Однозначные и многозначные слова
§ 66. Прямое и переносное значение слов
§ 67. Омонимы
§ 68. Синонимы
§ 69. Антонимы
Повторение
Чать 2
Морфемика. Орфография. Культура речи
§ 70. Морфема — наименьшая значимая часть слова
§ 71. Изменение и образование слов
§ 72. Окончание
§ 73. Основа слова
§ 74. Корень слова
§ 75. Рассуждение
§ 76. Суффикс
§ 77. Приставка
§ 78. Чередование звуков
§ 79. Беглые гласные
§ 80. Варианты морфем
§ 81. Морфемный разбор слова
§ 82. Правописание гласных и согласных в nриставках
§ 83. Буквы з и с на конце приставок
§ 84. Буквы а — о в корне -лаг- — — лож-
§ 85. Буквы а — о в корне -pacm- — -роc-
§ 86. Буквы ё — о после шипящих в корне
§ 87. Буквы и — ы после ц
Повторение
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
§ 88. Имя существительное как часть речи
§ 89. Доказательства в рассуждении
§ 90. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
§ 91. Имена существительные собственные и нарицательные
§ 92. Poд имён сущкствительных
§ 93. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
§ 94. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
§ 95. Три склонения имён существительных
§ 96. Падеж имён существительных
§ 97. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе
§ 98. Множественное число имён существительных
§ 99. Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных
Повторение
§ 100. Морфологический разбор имени существительного
Имя прилагательное
§ 101. Имя прилагательное как часть речи
§ 102. Правоnисание гласных в nадежных окончаниях nрилагательных
§ 103. Оnисание животного
§ 104. Прилагательные nолные и краткие
§ 105. Морфологический разбор имени прилагательного
Повторение
Глагол
§ 106. Глагол как часть речи
§ 107. Не с глаголами
§ 108. Рассказ
§ 109. Неопределённая форма глагола
§ 110. Правописание -тся и -ться в глаголах
§ 111. Виды глагола
§ 112. Буквы е — и в корнях с чередованием
§ 113. Невыдуманный рассказ (о себе)
§ 114. Время глагола
§ 115. Прошедшее время
§ 116. Настоящее время
§ 117. Будущее время
§ 118. Сопряжение глаголов
§ 119. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
§ 120. Морофологический разбор глагола
§ 121. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
§ 122. Употребление времён
Повторение и систематизация изученного
§ 123. Разделы науки о языке
§ 124. Орфограммы в приставках и в корнях слов
§ 125. Орфограммы в окончаниях слов
§ 126. Употребление букв ъ и ь
§ 127. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью
ГДЗ Русский язык — 5 класс — Т. А. Ладыженская 2016
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи135
Составьте предложения, употребив в них сочетания данных ниже глаголов со словом доска.
Стереть, вызывать, стоять, подойти, повесить, списать, разделить, смотреть, отойти.
Ответ 1
Составляем предложения.
Учитель попросил стереть с доски решение задачи. Сегодня меня вызывали к доске на уроке математики. Миша стоял у доски и не мог решить задачу. Учитель подошёл к доске и записал задание. Марина повесила на доску географическую карту. Ученики списывали с доски новое задание. Учитель разделил доску на две половины, проведя линию мелом. Мы внимательно смотрели на доску. Меня попросили отойти от доски.
Ответ 2
Учитель попросил намочить губку водой, чтобы стереть с доски выполненное упражнение. Сегодня учитель планирует вызывать к доске каждого ученика. Мы привыкли стоять у доски уверенно, чётко отвечая на вопросы учителя. Ученикам подойти к доске бывает сложно, но со своим страхом необходимо справляться. Учитель решил повесить на доске опорные конспекты, чтобы облегчить экзамен. Списать с доски задание проще, когда сидишь на первой парте. Чтобы решить задачи нескольким ученикам пришлось разделить доску мелом. Смотреть на доску интересно, когда учитель объясняет новую тему. Отойти от доски и сесть на своё место мечтает любой ученик, которого вызвали отвечать.
Ответ 3
Нужно стереть всё с доски. Учитель хотел вызывать меня к доске. Ученик долго стояч у доски, но так и не решил задачу. Васе нужно подойти к доске, чтобы ответить на вопросы учителя. Ваня, помоги мне повесить на доску карту. Сегодня мы списывали с доски новые словарные слова. Нужно разделить доску на две части, когда решают задачи два ученика. Пожалуйста, внимательно смотрите на доску. Маша решила уравнение и отошла от доски.
Ответ 4
Костя тщательно стирал с доски написанное. Учитель вызвал Катю к доске. Она стояла у доски понурив голову. Катя подошла к доске. Учитель повесил на доску карту мира. Списывайте с доски внимательно! Теперь мы разделим доску на две части. Мы посмотрели на доску. Отойди от доски и сядь на своё место.
Ответ 5
После урока дежурный стирает записи с доски. Учитель вызвал меня к доске. Я долго стоял у доски. Девочка подошла к доске. Мы повесили таблицу на доску. Надо было сделать упражнение самостоятельно, а не списать с доски. Теперь мы разделим доску на две части. Все смотрели на доску. «Отойди от доски, не видно задания».
Ответ 6
После урока дежурный стирает записи с доски. Учитель вызвал меня к доске. Я долго стоял у доски. Девочка подошла к доске. Мы повесили таблицу на доску. Надо было сделать упражнение самостоятельно, а не списать с доски. Теперь мы разделим доску на две части. Все смотрели на доску. Отойди от доски, а то не видно задания.
ПредыдущаяСледующая
Упражнение:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
Часть 2. Упражнения
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
754
755
756
757
758
759
760
761
762
763
764
765
766
767
768
769
770
771
772
773
774
775
776
777
778
779
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№135 учебника 2019-2022 (стр. 69):
Выпишите вначале словосочетания, а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово.
• Укажите четыре разные части речи.
Урок, на уроке, начало урока; не читал, читает книгу, интересная2 книга; стремиться к знаниям; компьютерный класс; беседовать с другом, беседа; посещение, посетить музей, в музее, музейный, изредка посещать.
№135 учебника 2022-2024 (стр. 72):
Устно перескажите тексты из упр. и , учитывая функционально-смысловой тип речи (повествование с элементами описания).
№135 учебника 2011-2018 (стр. 64):
Составьте предложения, употребив в них сочетания данных ниже глаголов со словом доска.
Стереть, вызывать, стоять, подойти, повесить, списать, разделить, смотреть, отойти.
Подсказка
№135 учебника 2019-2022 (стр. 69):
Главное слово в словосочетании — то, от которого задаётся вопрос.
№135 учебника 2022-2024 (стр. 72):
Обратитесь к теме «Типы речи».
Ответ
№135 учебника 2019-2022 (стр. 69):
Словосочетания:
Начало урока; читает книгу, интереснаякнига; стремиться к знаниям; компьютерный класс; беседовать с другом; посетить музей, изредка посещать.
Слова:
Урок, на уроке, не читал, беседа, посещение, в музее, музейный.
Интересная
Существительные: урок, начало, книга, знания, класс, друг, беседа, посещение, музей.
Прилагательные: интересная, компьютерный, музейный.
Глаголы: читает, стремиться, беседовать, посетить.
Наречие: изредка.
№135 учебника 2022-2024 (стр. 72):
Устно:
В доме жило много старых вещей. Эти вещи были когда-то давно нужны обитателям дома, а сейчас они пылились на чердаке.
На чердаке мы нашли чёрную шкатулку.
Шкатулку принесли в комнаты, вытерли с неё пыль и открыли крышку. Внутри были медные валики, около каждого из них сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.
Это была музыкальная шкатулка. Мы завели её, по она не играла. Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз — шкатулка была испорчена. Шкатулку поставили на стол и забыли о ней.
Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия…
Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.
Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.
Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить её снова играть мы не
смогли.
№135 учебника 2011-2018 (стр. 64):
Костя тщательно стирал с доски написанное. Учитель вызвал Катю к доске. Она стояла у доски, понурив голову. Катя подошла к доске. Учитель повесил на доску карту мира. Списывайте с доски внимательно! Теперь мы разделим доску на две части. Мы посмотрели на доску. Отойди от доски и сядь на своё место.
- ← Предыдущее
- Следующее →
Часть 1. Упражнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409