3 класс. русский язык. канакина, горецкий. учебник. часть 1. упражнение 261

Гдз русский язык 3 класс канакина, горецкий - учебник

Значение фразеологизма

Идиому «Клевать носом» вспоминают, когда говорят о ком-то рассеянном, сонном, находящемся в полудрёме.

Такой человек не может поднять голову от усталости. Он пытается взбодриться, выпрямляет спину, широко открывает глаза и изо всех сил старается вникнуть в то, что происходит вокруг, но у него ничего не получается. Голова снова падает, веки смежаются, а нос опускается вниз и смотрит в пол, словно птичий клюв.

Из-за того, что засыпающий время от времени пытается вынырнуть из сна, со стороны кажется, будто он совершает клевательные движения. Чего ни сделаешь от усталости – тем более, когда нет возможности толком поспать?

Клевать носом может старушка, задремавшая за вязанием чулка, ученик, засидевшийся до полночи с уроками или студент на первой паре в понедельник, молодая мама, каждый час встающая с постели, чтобы покачать младенца, или водитель-дальнобойщик, которому пора поискать ночлег.

Одним словом, клевание носом – признак сильной усталости, когда нет сил контролировать себя и противиться дремоте. Всем, кто клюёт носом, необходимо хорошенько выспаться.

Почему идиома о носе не употребляется в отношении птиц? Давайте подумаем вместе. У птиц нет носа. А выражение «клевать клювом», которым можно было бы заменить наш фразеологизм, лексически избыточно, как «масло масленое».

Нелепые словосочетания, в которых всё понятно и без повторов, называются плеоназмами. Вообще у глагола «клевать» не очень высокая сочетаемость. Можно лишь сказать: «клевать кого-то» или «клевать что-то», в крайнем случае – «клевать как-то, каким-то образом». Клевать же чем-то, кроме клюва, птицы точно не будут.

Происхождение фразеологизма

Данный фразеологизм образован по принципу зооморфизма. Это означает, что за его основу взята особенность, связанная с миром животных.

Другими примерами таких выражений в русском языке могут служить идиомы «нем как рыба», «вынослив как вол», «воет волчицей», «что ты ракрылился?» и многие другие.

Глагол «клевать», обычно применяемый к птицам или рыбам, описывает многократно повторяемые, однообразные и последовательные действия, совершаемые клювом или носом.

В сфере человеческих отношений слов, подходящих для передачи столь специфического состояния, нет – вот и пришлось оглянуться на повадки братьев наших меньших.

Синонимы

О тех, кто устал и
засыпает, на Руси сложено немало ярких выражений:

  • спать на ходу;
  • уронить голову на грудь;
  • не чуять ног от усталости;
  • носом окуней ловить.

У фразеологизма так же есть интересные зарубежные сородичи:

  • to nod, nodding – «кивать головой, ронять голову» (англ.);
  • sommeiller – «засыпать, впадать в спячку» (фр.);
  • nach dem Bettzipfel schielen – «коситься на кончик одеяла» (нем.).

Пословиц, поговорок и фразеологизмов о сне великое множество. Каждый погружается в сон так, как это свойственно его натуре. Ясно одно: желанный отдых от дел и забот одинаково важен и тем, кто крутится, как белка в колесе, и тем, чья жизнь течёт размеренно и чинно.

Чтобы не клевать носом, вызывая улыбки окружающих, хотя бы иногда позволяйте себе выспаться всласть.

Ответы к упражнению 261

Другие решебники 3 класс:

  • Математика
  • Русский язык
  • Английский язык
  • Окружающий мир
  • Литературное чтение

Прочитайте фразеологизмы.Как с неба (с луны) свалился.
Покраснел до ушей.
Сгорать от стыда.
Как воды в рот набрал.
Язык развязался.
В час по чайной ложке.
Оставляет желать много лучшего.
Зарубить на носу.

• Объясните, как вы поняли значение фразеологизмов.Как с неба (с луны) свалился — неожиданно.Покраснел до ушей — от стыда.Сгорать от стыда — сильно стыдиться.Как воды в рот набрал — замолчал.Язык развязался — рассказал все, что можно.В час по чайной ложке — медленно.Оставляет желать много лучшего — неудовлетворительно.Зарубить на носу — запомнить.

• Спишите. Выделите в словах приставки, подчеркните предлоги.

• Составьте предложение или текст, используя в нём одно из данных устойчивых сочетаний (фразеологизмов).«Ты как с неба (с луны) свалился»Однажды Кирилл, вернувшись домой из школы, отправился на прогулку и прогулял до позднего вечера. Он не посмотрел в дневник и забыл выполнить домашнее задание. На следующий день учительница собрала тетради на проверку, и Кирилл получил двойку. Мальчик сказал, что оценка поставлена нечестно, потому что домашнего задания не было. На что один из одноклассников ответил ему: «Ты как с луны свалился. Его задают и проверяют каждый день!»

«Покраснел до ушей»Ученик четвёртого класса Петя не подготовился к контрольной работе, поэтому решил незаметно списать её с помощью телефона. Практически сразу его заметил учитель и на весь класс сделал замечание, забрав работу. Петя покраснел до ушей от стыда. С тех пор он перестал списывать.

«Сгорать от стыда»Как-то раз Максим решил прогулять школу. Утром он взял портфель, но отправился не на уроки, а гулять. Через пару часов маме позвонил классный руководитель и сообщил, что мальчика нет на уроках. Обеспокоенный папа ходил из угла в угол и обзванивал всех знакомых, а мама плакала. Когда Максим вернулся домой, то увидел, что мама в слезах. Мальчик сгорал от стыда за свой поступок, пока отец отчитывал его, а мама обнимала и просила больше так никогда не делать.

«Как воды в рот набрал»Однажды Илья с друзьями играли на улице в футбол и разбили окно в соседнем доме. Мальчишки разбежались в разные стороны, а Илюша, забрав мяч, пошёл к своему дому. Там он наткнулся на хозяйку разбитого окна. Она ругалась, обвиняла мальчика и требовала назвать всех игроков. Илья не хотел сдавать своих товарищей, поэтому молчал, как воды в рот набрал.

«Язык развязался»По дороге в школу Оля с Катей заметили девочку из младших классов и решили над ней подшутить. Они подбежали, сорвали с неё портфель и убежали, спрятав его неподалёку. На уроке в класс пришёл завуч и пригласила обеих девочек на беседу к себе в кабинет. Там стояла заплаканная девочка, которая так и не смогла отыскать ранец. Оля сказала, что она тут ни при чём, а Катя, посмотрев на девчонку, расплакалась и у неё развязался язык. Она рассказала, куда был спрятан портфель, и пообещала больше никого не обижать.

«В час по чайной ложке»На уроке Игоря вызвали к доске решать пример, но он делал это настолько медленно, что учитель сказала, что мальчик решает в час по чайной ложке и неплохо бы это делать быстрее.

«Оставляет желать много лучшего».Конец четверти. Семён принёс дневник с четвертными оценками. Мама нахмурилась, а папа покачал головой и сказал, что успеваемость сына оставляет желать много лучшего.

«Зарубить на носу»Папа подвёз Мишку до школы и наблюдал, как тот, выскочив из машины, помчался со всех ног в сторону школы. Пробегая мимо, он с силой оттолкнул в сторону одну девочку так, что та упала и больно ударилась. Отец подошёл к Мише в раздевалке и велел извиниться перед девчушкой, а после этого велел зарубить на носу, что двигаться надо аккуратно и толкать никого нельзя, особенно девочек.

  • ← предыдущее
  • следующее →
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: