Изменение по падежам имен существительных (упр. 119-125)
Канакина Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Упр. 119. Прочитайте. Запишите названия падежей и вопросы к ним по порядку.
Именительный падеж: кто? что?
Родительный падеж: кого? чего?
Дательный падеж: кому? чему?
Винительный падеж: кого? что?
Творительный падеж: кем? чем?
Предложный падеж: о ком? о чем?
Упр. 120. Прочитайте. Просклоняйте имена существительные стриж и заря.
И. п. кто? стриж что? заря
Р. п. кого? стрижа чего? зари
Д. п. кому? стрижу чему? заре
В. п. кого? стрижа что? зарю
Т. п. кем? стрижом чем? зарей
П. п. о ком? о стриже о чем? о заре.
Упр. 121. Прочитайте. Укажите падеж имен существительных.
1. Муравей тащит хвоинку (В. п.). 2. Шмели перелетали с цветка (Р. п.) на цветок. 3. В вышине (П. п.) парили огромные ястребы. 4. Над водой (Т. п.) кружились белые чайки. 5. Корабль плыл к берегу (Д. п.).
Тащит (что?) хвоинку, перелетали (с чего?) с цветка, парили (в чем?) в вышине, кружились (над чем?) над водой, плыл (к чему?) к берегу.
Упр. 122. Прочитайте. Вставьте пропущенные в словах буквы и подходящие по смыслу предлоги для связи слов в словосочетаниях.
Спросить у учителя (Р. п.), подъехал к деревне (В. п.), прокатился на тракторе (П. п.), пролетал над столицей (Т. п.), принесли из магазина (Р. п.), поехал с багажом (Т. п.), прочитал в газете (П. п.), посмотрел на картину (В. п.), говорил по телефону (Д. п.), гулял на улице (П. п.).
Мы принесли из магазина маленького хомячка.
Упр. 123. Прочитайте скороговорку.
Вобла в Волгу (В. п.) угодила,
Вобла вобле (Д. п.) соль (В. п.) отмыла.
Вобла в Волге (П. п.) ожила,
Вобла Волгой (Т. п.) поплыла.
Упр. 124. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Упр. 125. Прочитайте.
Хорошо гулять коту –
Ни к чему носить пальту.
Не видал кота в пальто.
Повстречать кота в пальте,
Не сбывается мечта –
Все котяры без пальта.
Улыбнулись, представив кота в пальто. Еще потому, что слово пальто автор изменил по падежам, это неправильно, но звучит смешно, интересно и необычно.
Не видал кота в пальто.
Именительный падеж (упр 64-72) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Прочитайте.
И.п. Упало мыло в суп с лапшой. И.п. В котле возник пузырь большой. — Вот это суп! — кричат друзья. Красивый суп, да есть нельзя.
Мыло — подлежащее, упало — сказуемое; пузырь — подлежащее, возник — сказуемое.
Упало (куда?) в суп, суп (с чем?) с лапшой.
С н е гуро чк а. Х авроше чк а. А лёну ш ка. М оро з ко. И ван Ц аревич. С ерый волк. К ай. Г ерда. Жи харка.
Это имена собственные. Это имена героев сказок.
Морозко помог девушке в лесу.
Лес охраняет лесник (И.п.). Лесник — подлежащее, охраняет — сказуемое. Печи делает печник (И.п.). Печник — подлежащее, делает — сказуемое. На лыжах ходит лыжник (И.п.). Лыжник — подлежащее, ходит — сказуемое. За садом ухаживает садовод (И.п.). Садовод — подлежащее, ухаживает — сказуемое. Рыбу ловит рыбак (И.п.). Рыбак — подлежащее, ловит — сказуемое. На скрипке играет скрипач (И.п.). Скрипач — подлежащее, играет — сказуемое.
Корни выделены жирным шрифтом.
1. По реке быстро плывёт (что?) лодка. 2. По реке быстро плывёт (кто?) щука.
— А я — падеж Родительный, Характер мой — общительный. Кого? чего? — И вот он я: Предлоги часто мне друзья: И « С «, и « ДО «, и « У «, и « ИЗ » — ДО неба вверх и С неба вниз.
Р.п. Р.п. 1. Человек без друзей, что дерево без корней. Р.п. 2. Утреннюю работу не оставляй до вечера. Р.п. Р.п. 3. Около реки колодца не копают. Р.п. Р.п. 4. От яблони яблоко родится, а от ёлки — шишка. Р.п. Р.п. 5. Из поговорки слова не выкинешь. Р.п. Р.п. 6. Не для лета изба рубится, а для зимы.
Утре нн юю р а боту не ост а вляй до веч е ра.
Р.п. Мы снежную бабу слепили с утр. Р.п. Р.п. И шляпа у баб была из ведр. Р.п. Р.п. А нос — из морковк, а рука — из палк, Р.п. Р.п. Метла — из метл, а коса — из мочалк. Но только домой разошлась детвора, Чихнула она и сказала: «Пора».
Из журнала «Мурзилка»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Карточка № 1Прочитайте предложение. Применяя свои знания, впишите недостающее. Природа – это волшебник, она не только дарит нам радость, но и с…здает разные уд…вительные вещи, надо только нагнут(?)ся и поискать их.(Что?) Природа – (впиши часть речи____________________), так как 1.Обозначает _______________________ 2. Имеет морфологические признаки: ____________ (одуш./неодуш.),____________ (собств./нариц.), _____род., _____скл., _____число, _____ падеж.3. В предложении выполняет роль _____________
утром шел лесом, возвр…щался с глухариного тока человек.(Кто?) Человек –
(впиши часть речи____________________), так как1.Обозначает _______________________ 2. Имеет морфологические признаки: ____________ (одуш./неодуш.),____________ (собств./нариц.), _____род., _____скл., _____число, _____ падеж.3. В предложении выполняет роль _____________
Слайд 3Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.
Задание. Поставьте ударение в словах. Выделите морфему, в которой находится
изучаемая орфограмма. Обозначьте опознавательные признаки орфограммы. Сделайте вывод.
Слайд 4Орфограмма «Буквы О и Е после шипящих и Ц в
окончаниях существительных»После шипящих и Ц под ударением в окончаниях имен
существительных гласный звук обозначается буквой О, в безударном положении – буквой Е.
Слайд 5Вставьте буквы. Выпишите слова с орф. «Буквы О и Е
после шипящих и Ц в окончаниях существительных» Ж..лудь, крыш..й,
ш..рох, ш..пот, дач..й, рощ..й, ш..лк, мяч..м, ж..лтый, заш..л, щ..тка, улиц..й, ш..фёр, ч..рные, ш..колад, поч..т, ш..рстка, удач..й, ключ..м, колодц..в, дворц..в, калач..м.
О и Е. С помощью какого суффикса образованы названия лиц
(людей) по месту их жительства?
Слайд 7Поставьте данные в скобках имена существительные в нужном падеже. Запишите.1.Дорога
за берёзовой (роща) поворачивала налево. 2.Бригада (врачи) выехала в районы,
заражённые эпидемией. 3.Дети с удовольствием ели бульон с (лапша). 4.Мама резала (нож) овощи для салата. 5.Я поехал отдыхать вместе с (товарищ).
?