4 класс. Развитие речи. Урок 2
Практическое задание к уроку 2 по развитию речи в 4 классе.
Работа с текстом
Солнечный день в самом начале лета.
Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. (1) Всё кругом будто купается, плещется в золотых волнах тепла и света. (2) Надо мной струятся ветви берёз. (3) Листья на них кажутся то изумрудно–зелёными, то совсем золотыми. (4) А внизу под берёзами на траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. (5) И светлые зайчики, как отражение солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке. (6)
Солнце и в небе, и на земле… (7) И становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда–то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной. (8) И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку–ку, ку–ку!…» (9)
1. Прочитай текст. Определи стиль текста.
3. Определи главную тему текста.
Нужно ценить окружающую природу.
4. Объясни выражение «струятся ветви берёз».
Ветки берёзы ниспадают словно волны.
5. Запиши, с чем сравнивает автор синеватые тени под берёзами.
6. Вставь слова, используя текст, чтобы предложения имели смысл.
Вся природа купается в золотых волнах тепла и света. Стволы молодых берёз сверкают ослепительной белизной.
7. Укажи главное слово в словосочетании.
х Светлые зайчики х сверкает белизна х бежать вдаль х отражение солнца х солнечное отражение х молодые берёзки.
8. Выпиши из второго абзаца предложение, содержание которого соответствует рисунку.
И становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда–то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.
10. Спиши, раскрывая скобки.
Дорога свернула в берёзовый перелесок. Мы с товарищами зашли в густую чащу. Вдруг послышался голос кукушки. Совсем рядом застрекотал кузнечик. Как здесь хорошо!
11. Выпиши из первого предложения словосочетание — имя существительное с именем прилагательным. Определи падеж имени прилагательного.
в берёзовом (П. п.) перелеске.
12. Определи границы предложений. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
З е лёной л и ствою одеты д е ревья. Пахнет гр и бами и спелой з е мл я никой. Громко п о ют птицы. Под д е ревьями в л е су рыщ у т звери.
13. Выпиши из текста два имени существительных в дательном падеже.
по траве, по дорожке
14. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова. Отгадай, что это?
Над р е кой (рéчка) ост а новился (встать)
Шар воздушный, з о л о той (зóлото, позолóченный).
А потом за лесом скрылся,
Пок а чавшись (кáчка) над в о дой (вóдный).
15. Составьте и запишите план текста.
Чтобы путь был счастливым
Задание 1 (стр. 5)
С помощью учебника заполни пропуски в формулировках правил.
Ответ
Три главных правила пешехода
- Ходить по тротуарам, пешеходным дорожкам, велосипедным дорожкам или в пределах пешеходных зон.
- Переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным.
- Переходить дорогу только на зелёный сигнал светофора и никогда не переходить на красный.
Задание 2 (стр. 5)
Проанализируй ситуации, изображённые на рисунках (с. 5—6). Сравни рисунки в каждой паре. Оцени поведение ребят. Если они поступают правильно, закрась кружок зелёным карандашом, если неправильно — красным.
Ответ
а) Правильно: ходить по тротуарам и в пределах пешеходных зон.
Неправильно: играть возле проезжей части.
б) Правильно: ожидать зелёного сигнала светофора на тротуаре.
Неправильно: ждать зелёного сигнала светофора на проезжей части.
в) Правильно: ждать автобус на остановке.
Неправильно: ждать автобус на проезжей части.
Задание 3 (стр. 6)
Мудрая Черепаха приготовила для тебя мини-экзамен. Верны ли эти утверждения? Обведи «Да» или «Нет».
Ответ
1. Если потеряешься на железнодорожном вокзале, обращайся к любому взрослому. – Нет
2. Если потеряешься на железнодорожном вокзале, обращайся к сотруднику вокзала или звони по мобильному телефону взрослым, с которыми путешествуешь. – Да
3. Ожидая поезд на платформе железнодорожного вокзала, можно поиграть в мяч, покататься на самокате. – Нет
4. В электричке опасно прислонятся к дверям. – Да
5. В поезде дальнего следования опасно переходить без взрослых из вагона в вагон. – Да
6. Во время остановки поезда можно выходить без разрешения взрослых на платформу. – Нет
7
В поезде дальнего следования нужно соблюдать осторожность, когда забираешься на верхнюю полку или спускаешься с неё. – Да
Задание 4 (стр. 7)
Что запрещают эти знаки безопасности? Соедини линиями.
Ответ
Задание 5 (стр. 7)
Как вести себя, если ты пассажир водного и воздушного транспорта? Выбери правильные ответы и отметь их знаком «+».
Ответ
В морском или речном порту следует:
а) ожидать судно поближе к краю причала;+ б) ожидать судно подальше от края причала;+ в) подниматься на судно с особой осторожностью. Перед взлетом и посадкой самолета необходимо:
а) включить мобильный телефон (смартфон);+ б) привести спинку кресла в вертикальное положение;+ в) застегнуть ремень безопасности
Перед взлетом и посадкой самолета необходимо:
а) включить мобильный телефон (смартфон);+ б) привести спинку кресла в вертикальное положение;+ в) застегнуть ремень безопасности.
В самолете ремни безопасности нужно застегнуть:
а) после взлета самолета;+ б) при включении табло «Пристегните ремни»;
в) после посадки самолета.
Задание 6 (стр.
Здесь запиши текст торжественного обещания пешехода.
Ответ
Я, , ученик третьего класса, обещаю соблюдать все правила дорожного движения, в том числе которые касаются пешеходов. Буду переходить дорогу только в положенных местах по пешеходному переходу и лишь на зеленый сигнал светофора. Всегда буду передвигаться по тротуарам, а не по проезжей части. Понимаю и принимаю всю ответственность за свою безопасность при несоблюдении правил дорожного движения.
Предыдущая страница Следующая страница
Ответы к разделу Текст. Предложение. Словосочетание
Упражнение 7, с. 5
7. Прочитайте. Назовите из какой сказки Н. Носова эти предложения.
Эти строки из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
(1) В одном домике на улице Колокольчиков жили шестнадцать малышей-коротышек. (4) А знал он много потому, что читал разные книги. (3) Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. (2) Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка.
- Как расположить предложения, чтобы получился текст? В кружках укажите цифрами последовательность предложений в тексте.
- Скажите, какой получился текст: описание, рассуждение или повествование?
Это текст-повествование.
Упражнение 8, с. 5
8. Прочитайте. Озаглавьте текст и запишите заголовок перед текстом. Запишите в скобках тип текста.
Красивый петух
Петух был такой красивый. На шее огненное ожерелье, спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные иссиня-чёрные перья.
Е. Носов
(Тип: текст-описание)
Упражнение 9, с. 6
9. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Музыкальные капли
Учились щеглята петь. Плохо у них ещё получалось. Z Однажды после грозы в лесу заиграла музыка. Это дождевые капли, стекая с ветвей, падали в лужи и рассыпались волшебным звоном. Z Тогда мама-учительница стала подхватывать на лету музыкальные капли и носить их в гнездо своим детям. Щеглята широко раскрывали клювы, и в их горлышках звенели серебряные колокольчики.
В. Степанов
- Озаглавьте текст и запишите перед текстом заголовок.
- Выделите в тексте три части, отделите их друг от друга знаком Z.
- Объясните правильность выполненного задания.
Этот текст можно разделить на три части. Первая часть — начало, здесь говорится о том, что щеглята учились петь. Вторая часть о музыкальных каплях дождя. Третья часть, как мама с помощью музыкальных капель научила детей петь.
Упражнение 10, с. 6
10. Прочитайте. Когда так говорят?
Извините. Пожалуйста. Спасибо.
Извините. Так говорят, когда просят прощение за что-либо. Пожалуйста. Так говорят в ответ на «спасибо» или с обращением помочь в чём-то. Спасибо. Так говорят, когда благодарят кого-нибудь.
- Спишите эти слова.
- Поработайте в парах: составьте устно диалог, употребив в нём любые из данных слов.
Упражнение 11, с. 7
11. Прочитайте. Здесь «спрятались» две песенки-потешки. Составьте из строк эти песенки.
Иголка-иголка, Полети на лужок, Пчёлка-пчёлка, Не коли мне пальчик,Ты остра и колка, Принеси мне медок. Золотая холка, Шей сарафанчик.
Прочитайте полученные песенки. Подчеркните строки одной из них, а другую песенку запишите.
Пчёлка-пчёлка, Золотая холка, Полети на лужок, Принеси мне медок.
Упражнение 12, с. 7
12. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Сбор урожая
Сентябрь, ветерок, берёза, воробьи, осина, деревня, девочка, ребята, собака, яблоня, яблоко, капуста, урожай, морковь, огород.
- Проверьте, правильно ли вы записали слова.
- Поработайте в парах: 1. На какую тему можно составить текст, используя данные слова? Запишите эту тему над словами. 2. Устно составьте текст на эту тему. Запишите 2-3 предложения из составленного текста.
Ответы к разделу Текст. Предложение. Словосочетание
Упражнение 7, с. 5
7. Прочитайте. Назовите из какой сказки Н. Носова эти предложения.
Эти строки из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
(1) В одном домике на улице Колокольчиков жили шестнадцать малышей-коротышек. (4) А знал он много потому, что читал разные книги. (3) Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. (2) Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка.
- Как расположить предложения, чтобы получился текст? В кружках укажите цифрами последовательность предложений в тексте.
- Скажите, какой получился текст: описание, рассуждение или повествование?
Это текст-повествование.
Упражнение 8, с. 5
8. Прочитайте. Озаглавьте текст и запишите заголовок перед текстом. Запишите в скобках тип текста.
Красивый петух
Петух был такой красивый. На шее огненное ожерелье, спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные иссиня-чёрные перья.
Е. Носов
(Тип: текст-описание)
Упражнение 9, с. 6
9. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Музыкальные капли
Учились щеглята петь. Плохо у них ещё получалось. Z Однажды после грозы в лесу заиграла музыка. Это дождевые капли, стекая с ветвей, падали в лужи и рассыпались волшебным звоном. Z Тогда мама-учительница стала подхватывать на лету музыкальные капли и носить их в гнездо своим детям. Щеглята широко раскрывали клювы, и в их горлышках звенели серебряные колокольчики.
В. Степанов
- Озаглавьте текст и запишите перед текстом заголовок.
- Выделите в тексте три части, отделите их друг от друга знаком Z.
- Объясните правильность выполненного задания.
Этот текст можно разделить на три части. Первая часть — начало, здесь говорится о том, что щеглята учились петь. Вторая часть о музыкальных каплях дождя. Третья часть, как мама с помощью музыкальных капель научила детей петь.
Упражнение 10, с. 6
10. Прочитайте. Когда так говорят?
Извините. Пожалуйста. Спасибо.
Извините. Так говорят, когда просят прощение за что-либо. Пожалуйста. Так говорят в ответ на «спасибо» или с обращением помочь в чём-то. Спасибо. Так говорят, когда благодарят кого-нибудь.
- Спишите эти слова.
- Поработайте в парах: составьте устно диалог, употребив в нём любые из данных слов.
Упражнение 11, с. 7
11. Прочитайте. Здесь «спрятались» две песенки-потешки. Составьте из строк эти песенки.
Иголка-иголка, Полети на лужок, Пчёлка-пчёлка, Не коли мне пальчик,Ты остра и колка, Принеси мне медок. Золотая холка, Шей сарафанчик.
Прочитайте полученные песенки. Подчеркните строки одной из них, а другую песенку запишите.
Пчёлка-пчёлка, Золотая холка, Полети на лужок, Принеси мне медок.
Упражнение 12, с. 7
12. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Сбор урожая
Сентябрь, ветерок, берёза, воробьи, осина, деревня, девочка, ребята, собака, яблоня, яблоко, капуста, урожай, морковь, огород.
- Проверьте, правильно ли вы записали слова.
- Поработайте в парах: 1. На какую тему можно составить текст, используя данные слова? Запишите эту тему над словами. 2. Устно составьте текст на эту тему. Запишите 2-3 предложения из составленного текста.
Наступил сентябрь. На улице дует ещё тёплый ветерок, но осины и берёзки примеряют уже новые наряды. Воробьи облюбовали яблоню и наблюдают за работой девочки на огороде. Осень — горячая пора, особенно в деревне. Начинается сбор урожая. Ребята помогают собирать яблоки, капусту, морковь.
-
Назад
-
Вперёд
ГДЗ Русский язык 3 класс (рабочая тетрадь №1) Климанова. Девять правил орфографии. Номер №36
Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо. Объясните употребление прописных букв. Летом к Чёрному морю съехались р..бята из разных к..нцов Рос..ии. Они никак не могли решить, какая река самая лучшая. Мал..чик Саша из гор..да Красноярска считал, что это могучий Енисей. Девоч..ка Марина из Астрахани хв..лила ш..рокую‚ спокойную Волгу, Лена из Санкт−Петербурга − Неву. А два брата из М..сквы, Андрей и Слава, считали, что нет ничего кр..сивее Москвы−реки. Подошёл к р..бятам старый ч..ловек и ск..зал: «Нет на свете какой−то одной лучшей реки. Каждому дорога своя река, свой уголок Родины».
А для вас какая река самая лучшая? Почему? Выпишите из текста имена собственные по группам. Имена людей − _ Названия городов − _ Названия рек − _
Решение
«Каждому дорога своя река». Летом к Чёрному морю съехались ребята из разных концов России. Они никак не могли решить, какая река самая лучшая. Мальчик Саша из города Красноярска считал, что это могучий Енисей. Девочка Марина из Астрахани хвалила широкую‚ спокойную Волгу, Лена из Санкт−Петербурга − Неву. А два брата из Москвы, Андрей и Слава, считали, что нет ничего красивее Москвы−реки. Подошёл к ребятам старый человек и сказал: «Нет на свете какой−то одной лучшей реки. Каждому дорога своя река, свой уголок Родины». Прописные буквы в тексте обозначают начало предложений и имена собственные (имена людей, названия городов и рек, название страны и моря). Для меня самая лучшая река − Ангара, потому что она красивая и чистая. С ней связано много красивых легенд и народных историй. А так же это единственная река, которая вытекает из Байкала. Имена людей − Саша, Марина, Лена, Андрей, Слава. Названия городов − Красноярск, Астрахань, Санкт−Петербург, Москва. Названия рек − Енисей, Волга, Нева, Москва−река.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Упр. 8. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Взял мальчик косу и задумал траву косить. Порезал себе ногу и заплакал. Баба увидела и сказала:
– Не тебе косить. Тебе еще только батюшке помогать. Знай, сверчок, свой шесток.
Знай, сверчок, свой шесток.
Упр. 9. Прочитайте. Составьте из предложений текст. Укажите цифрой в квадратах последовательность предложений в тексте.
На верхушке Фомка-поморник стоит. У самой воды – пингвины. Плывет по океану ледяной дом. Пониже чайки устроились. В воде их враг – хищный кит-касатка бродит. Все стоят рядками, ровненько, как часовые. В воду – никто.
Упр. 10. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Орел сизокрылый всем птицам царь. Вьет он гнезда на скалах да на старых дубах. Летает высоко, видит далеко, на солнце немигаючи смотрит. Z Нос у орла серпом, когти крючком. Крылья длинные, грудь навыкат – молодецкая. Z В облаках орел носится, добычу сверху высматривает. Налетит он на утку шилохвостую, на гуся краснолапого, на кукушку-обманщицу, только перышки посыплются.
Заголовок: Орел сизокрылый всем птицам царь.
Упр. 11. Прочитайте план.По плану определите тему сочинения. Запишите заголовок.
Осенний наряд леса