Читательский дневник, 1 класс: образец оформления

Читательский дневник (1 класс) методическая разработка по чтению (1 класс)

§ Шаблоны читательских дневников

В этом шаблоне каждая страница представляет собой отдельную книгу и содержит следующие поля:

2. Шаблон по жанрам:

В этом шаблоне каждая страница посвящена определенному жанру и содержит следующие поля:

  • Название жанра: Укажите название жанра (например, приключения, фэнтези, детектив).
  • Прочитанные книги: Здесь перечислите все книги, которые вы прочитали в этом жанре. Укажите название книги и автора.
  • Описание жанра: Напишите краткое описание выбранного жанра и почему вам он интересен.
  • Рекомендации: Поделитесь своими рекомендациями по чтению книг этого жанра.

4. Шаблон по авторам:

В этом шаблоне каждая страница посвящена определенному автору и содержит следующие поля:

  • Имя автора: Укажите имя и фамилию автора, которому посвящена страница.
  • Биография: Напишите краткую биографию автора, его основные достижения и интересные факты.
  • Прочитанные книги: Перечислите книги, которые вы уже прочитали автора. Укажите название книги и год издания.
  • Любимая книга: Укажите название и год издания книги, которая стала вашей любимой.
  • Мои впечатления: Напишите, что вам нравится в творчестве этого автора и почему.

Это лишь некоторые шаблоны, которые вы можете использовать для оформления своего читательского дневника. Вы можете создать свой уникальный шаблон, добавить дополнительные поля или изменить существующие в соответствии с вашими предпочтениями. Главное – делиться своими впечатлениями и радоваться чтению!

Формы дневника

Традиционный способ регистрации информации в виде ученической тетради в последнее время дополняется электронным вариантом. Вне зависимости от вида дневника, его преимущества будут в том, что он:

  • Помогает упорядочить мысли о прочитанном.
  • Сохраняет необходимую информацию о книге.
  • При регулярном ведении — дисциплинирует.

Бумажный

Кроме обычной тетради, в магазинах канцтоваров можно купить уже расчерченный читательский дневник. Его страницы будут размечены специальным образом. Писать в таком дневнике придется меньше, так как необходимые разделы уже будут заполнены.

Преимущества бумажного варианта перед электронным — конфиденциальность. Такой дневник скрыть от посторонних легче, чем размещенный в интернете.

Электронный

Хранителем информации может быть программа или сайт. Плюсы такого способа по сравнению с бумажной версией:

  • Легко копировать данные, например, для включения цитат в доклады, рефераты и пр.
  • При размещении на сервисе Google Документы или других сайтах можно настроить разные уровни доступа. Например, одну запись открыть только для владельца аккаунта, другую — для его виртуальных друзей на данном сервисе, а третью — для всех.

§ Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

1. Название книги и автор

Первое, что должно быть в читательском дневнике, — название книги и автор. Записывайте это в начале каждой записи, чтобы точно знать, о какой книге идет речь. Название и автор помогут вам лучше запомнить, что вы читали, и делиться с другими своими впечатлениями.

2. Краткое содержание

После названия и автора важно написать краткое содержание прочитанной книги. Опишите основную сюжетную линию, главных героев и ключевые события

Это поможет вам не забыть суть истории и рассказать о ней в будущем.

3. Понравилась ли книга

Следующая важная часть читательского дневника — ваше мнение о книге. Опишите, понравилась ли вам книга в целом, и почему. Расскажите о причинах, по которым книга вызвала у вас положительные или отрицательные эмоции. Ваше мнение поможет другим читателям решить, стоит ли перечитывать эту книгу.

4. Отметьте важные цитаты

В процессе чтения вы наверняка наткнетесь на интересные фразы или цитаты. Отметьте их в читательском дневнике, чтобы потом легко вернуться к ним. Вы можете использовать выделение жирным или курсивом для выделения цитат.

6. Расширьте свой словарный запас

Чтение — это отличный способ учить новые слова и фразы. Если встретили интересное слово или выражение, запишите их и значение в читательский дневник. Это поможет вам не только повысить свой словарный запас, но и улучшить письменную речь.

7. Заведите список прочитанных книг

Читательский дневник — это также хороший способ отслеживать прочитанные вами книги и составлять список. Заведите в дневнике специальную таблицу или список, где будете отмечать все прочитанные книги. Это поможет вам видеть прогресс и вдохновляться для дальнейшего чтения.

Пример таблицы со списком книг

Название книги
Автор

«Маленький принц»
Антуан де Сент-Экзюпери
«Гарри Поттер и философский камень»
Дж. К. Роулинг
«1984»
Джордж Оруэлл

Такая таблица позволит вам легко отслеживать, сколько и какие книги вы уже прочитали.

8. Ведите график чтения

Читательский дневник может помочь вам вести график чтения. Ведите записи о днях, когда начали и закончили чтение каждой книги. Это поможет вам видеть свои успехи и распределять время чтения.

Не забывайте, что читательский дневник — это ваш личный помощник в чтении. Заполняйте его так, как вам удобно и интересно, и вы непременно найдете свой собственный стиль!

Как оформить читательский дневник

Для начала определитесь с оформлением будущего помощника. Самым простым вариантом будет использование обычной тетради в клетку. На титульном листе напишите: «Читательский дневник», ниже укажите имя и фамилию его составителя, а также класс. После этого ваш ребенок может украсить тетрадку, как ему нравится.

Посмотрите, как можно оформить тетрадь.

https://youtube.com/watch?v=yNkml9zXjZ4

Примерный образец оформления

Следующую и последнюю страницы тетради вы можете оставить для заметок. Либо на первой после титульной страницы укажите перечень прочитанных книг с указанием количества страниц.

Раскройте следующий разворот и расчертите таблицу, состоящую из 6 колонок:

  1. В первой колонке укажите фамилию, имя и отчество автора, название и год написания произведения. Желательно сразу приучать ребенка полностью писать имя и отчество писателя, чтобы ему или ей было проще готовиться к экзамену. Также попросите ребенка указать два-три значимых факта из жизни автора.
  2. Вторую колонку отведите под краткое описание. Объясните ребенку, что он должен записать все значимые факты произведения, выделить главных героев, определить все сюжетные линии таким образом, чтобы ему было проще сделать подробный пересказ.
  3. В третьем столбце укажите жанр, стилистические особенности и структуру книги.
  4. Четвертый столбец отведите полностью под персонажей. Можете предложить дочери или сыну начертить схему взаимоотношений главного героя с остальными действующими лицами, появляющимися в работе. Не забудьте особо подчеркнуть черты характера, внешность и прочие важные особенности героев. Также не забывайте описывать место и время действия, основной конфликт и способы решения его по ходу раскрытия сюжета.
  5. Попросите ваше чадо описать запомнившийся эпизод в пятой колонке. Интересные цитаты с указанием того, кто это сказал, можно фиксировать здесь же. Их можно впоследствии использовать для группового обсуждения в классе.
  6. В последней колонке напишите несколько строк о впечатлениях после прочтения. Затем через некоторое время снова вернитесь к этой колонке и напишите общее впечатление от книги. Если книга большая по объему, то впечатления можно записывать по ходу прочтения. Не забывайте просить ребенка делиться с вами мыслями о героях.

Электронный или бумажный

Иногда намного проще и полезнее вести электронный дневник. Благодаря ему, дети быстрее освоят пакет офисных программ компьютера. Вы можете подготовить шаблон читательского дневника в электронном виде и показать, как его заполнять. После чего вам останется только распечатать дневник.

Электронный дневник хорош еще и тем, что ребенок может постепенно начать осваивать поиск в Интернете, находить фотографии прочитанных им авторов. Вы можете придумывать и делать с малышом интерактивные задания. Например, найдите в Интернете несколько картинок, отражающих сюжет разных сказок, в том числе и той, которую вы читаете с ребенком. И попросите его или ее найти ту, которая соответствует смыслу прочитанного.

Или же вы можете найти раскраски с героями из сказок. Пусть малыш раскрасит героев, как пожелает, затем аккуратно вырежьте листки и вклейте их в дневник.

Еще один пример оформления — в этом видео.

https://youtube.com/watch?v=_CWQ8kAjOEY

Как правило, дети, которым еще только предстоит пойти в первый класс, уже активно осваивают компьютерные игры. Предложите ребенку самостоятельно заняться оформлением электронного читательского дневника. Поищите шаблоны оформления, которые можно будет потом распечатать.

Вести электронный дневник будет намного проще и интереснее. Его основным преимуществом перед бумажным собратом является невозможность потерять его. Его ведение целиком и полностью зависит от детских идей и творческого подхода

Немаловажно также ставить для ребенка конкретные цели или задавать вопросы, связанные с содержанием произведения, например:

  • Прочитать такую-то книгу к такому-то числу.
  • Почему автор назвал своего главного героя так, а не иначе?
  • Как бы ты закончил произведение?

А затем отслеживать выполнение поставленной цели по мере заполнения дневника и ответов на поставленные вопросы.

Независимо от того, какой вариант ведения читательского дневника вы изберете со своим первоклашкой, это занятие само по себе принесет ощутимые плоды в ближайшем будущем.

Оформление читательского дневника

Для читательского дневника необходимо выделить обычную тетрадь, в которой и будут вестись записи. Заполнение дневника происходит следующим образом:

  • Указываются инициалы автора произведения (фамилия, имя, отчество)
  • Указывается название произведения
  • Указываются годы создания произведения
  • Указывается жанр произведения
  • Записывается краткий сюжет (имена главных героев, основные события, влияющие на ход произведения)
  • Отзыв (в конце необходимо написать свое мнение о книги, указать, какие важные вопросы поднимает автор в своем произведение, что он хотел донести до читателя)

В начальных классах читательский дневник может содержать только основные факты, но с возрастом, когда ребенок учится лучше формулировать свои мысли, объем записей может увеличиваться

Приведем пример заполнения читательского дневника на произведении А. С. Пушкина «Дубровский»:

1. Александр Сергеевич Пушкин

2. «Дубровский»

3. 1841 год

4. Разбойничий роман

5. Молодой дворянин Владимир Дубровский после смерти своего отца мечтает отомстить соседу Троекурову, который и стал причиной скорой кончины старика. Вместе с бандой своих бывших крестьян он поджигает свое поместье (чтобы оно не досталось Троекурову) и уходит в леса. Он становится благородным разбойником, который грабит только богатых. Чтобы отомстить своему врагу, он выдает себя француза и устраивается в дом к Троекурову, где он влюбляется в его дочь Машу. Ради девушки он готов простить своего врага, но тот выдает ее замуж за состоятельного пожилого помещика.

6. Мне понравился этот роман. Его очень интересно читать из-за приключений главного героя. Я считаю Владимира Дубровского честным и любящим человеком, так как ради своей возлюбленной он готов был отказаться от мести своему кровному врагу.

Рис. 1. Владимир Дубровский.

§ Виды читательского дневника

Читательский дневник — это инструмент, который помогает учащимся вести записи о книгах, которые они прочитали.

Важно понимать, что читательский дневник может иметь разные виды в зависимости от задач, которые ставит перед собой ученик

1. Дневник-отчёт

Дневник-отчёт предназначен для систематизации информации о прочитанных книгах.

В нём ученик делает записи о названии книги, авторе, главных героях, событиях и основной идее произведения.

Такой дневник помогает ученику удерживать в памяти основную информацию о прочитанных книгах и в дальнейшем быстро вспоминать о них.

2. Дневник-рефлексия

Дневник-рефлексия направлен на формирование читательских навыков и аналитического мышления.

В нём ученик делает записи о том, какие эмоции и мысли вызвала прочитанная книга, что она изменила в его восприятии мира,

какие интересные факты и идеи он нашёл в произведении.

В таком дневнике ученик может выражать своё мнение о прочитанной книге и анализировать полученный опыт чтения.

3. Дневник-цитатник

Дневник-цитатник предназначен для сохранения понравившихся цитат из прочитанных книг.

В нём ученик делает записи о выразительных и интересных высказываниях, которыми запечатлена мысль автора.

Такой дневник помогает ученику развивать своё чувство языка, грамотность и культуру речи, а также обогащать свой активный словарный запас.

4. Дневник рекомендаций

Дневник рекомендаций позволяет ученику делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах и рекомендовать их своим одноклассникам или друзьям.

В таком дневнике ученик делает записи о книгах, которые ему понравились, и объясняет, почему он рекомендует их для прочтения другим детям.

Дневник рекомендаций способствует развитию коммуникативных навыков, а также помогает формировать интерес к чтению у других детей.

Основная часть

Основа любого читательского дневника – кратчайшее содержание книги и отзыв о ней. Разберем эти части подробнее, чтобы преуспеть в самостоятельном выполнении данного задания.

Пересказ

Ученик должен по памяти воспроизвести или по ходу прочтения законспектировать сюжет произведения. Это основные события из книги, расположенные в хронологической последовательности. Объем пересказа для каждого класса индивидуальный: от 100-150 до 600-700 слов. Более точно скажет только преподаватель, ведь представления педагогов на этот счет разнятся.

Композиция краткого содержания свободная, ибо закрепленная и утвержденная структура отсутствует, но важно уметь загонять полет фантазии в некий логически обусловленный шаблон. Так, важно разбавлять перечисление событий цитатами, но не увлекаться ими

Также нужно следить за тем, чтобы все действия и необходимые детали были упомянуты в работе, а то подобный читательский дневник не поможет, а лишь запутает школьника

Также нужно следить за тем, чтобы все действия и необходимые детали были упомянуты в работе, а то подобный читательский дневник не поможет, а лишь запутает школьника.

Отзыв

Это очень важная часть, к которой стоит подойти творчески. Родителю после совместного прочтения литературных текстов необходимо задать первокласснику несколько вопросов, а потом сформировать единый отзыв. Начиная с 2-3 класса, ученик должен с помощью родственников записать собственные суждения по уже изученному плану. Подобные упражнения помогут школьнику в будущем с легкостью писать сочинения и изложения, пересказывать прочитанное, а также излагать свои суждения о любом предмете грамотно и уверенно.

Основные компоненты отзыва:

  1. Основная мысль;
  2. Мое мнение\впечатление;
  3. Любимый герой (эпизод, момент);
  4. Мораль (чему учит книга).

Перед Вами небольшой список вопросов, по которым можно написать отзыв:

Урок литературного чтения по теме “Б.С. Житков «Как я ловил человечков»”, 4-й класс

Илья Муромец побеждает

Былины, для 4 класса рекомендованные к прочтению, помогут детям обрести кумира, захотеть и самим стать такими же сильными и смелыми, как главный положительный герой произведения. Ведь Илья не испугался, он не поехал к Киеву в обход по длинной дороге, а выбрал короткую и опасную.

Около убежища разбойника путники услышали страшный шум и свист. Конь начал спотыкаться, но Муромец прикрикнул на своего четвероногого друга, достал стрелу, лук, выстрелил в Соловья и попал тому прямо в глаз, взвалил разбойника на седло и поскакал с ним в Киев.

Это увидели три дочери разбойника, позвали своих мужей и сказали, чтобы они отбили разбойника у «мужика-деревенщины» – Ильи. Но Соловей им сказал, чтобы они позвали Муромца к себе и хорошенько, вкусно накормили его. Илья отказался от угощений и направился в столицу Древней Руси. Именно про Киев рассказывают многие русские былины. 4 класс объединяет школьников 10-11 лет, которым эти сказания помогут не только ознакомиться с русским фольклором, но и узнать исторические факты, касающиеся Руси.

§ Смысл читательского дневника

Читательский дневник – это инструмент, который помогает детям развивать навыки чтения, анализировать прочитанное, углублять понимание текста и формировать свою личную библиотеку.

1. Развитие навыков чтения

Записывая свои мысли и переживания о книге, ребенок активно участвует в процессе чтения. Он обдумывает, анализирует и интерпретирует события и персонажей, что способствует развитию навыков чтения и понимания текста.

2. Углубление понимания текста

Читательский дневник помогает ребенку углубить свое понимание текста

Записываяся о прочитанном, ребенок обращает внимание на важные детали и осмысливает информацию. Он задает себе вопросы, анализирует события, выводит общие закономерности, что способствует более полному пониманию произведения

3. Самостоятельное формирование библиотеки

Читательский дневник помогает детям формировать свою личную библиотеку. В нем они вносят информацию о прочитанных книгах, делают заметки, рефлексии, рекомендуют те произведения, которые им понравились. Таким образом, дети создают свое собственное сокровищнице книжных открытий.

Преимущества читательского дневника:
1. Развивает навыки чтения
2. Углубляет понимание текста
3. Помогает формировать личную библиотеку
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: