Гдз математика 5 класс виленкин, жохов, чесноков, шварцбурд — учебник

§8. Инструменты для вычислений и измерений

689

691

692

693

694

695

696

697

698

699

700

701

702

703

704

705

706

707

708

709

710

711

712

713

714

715

716

717

718

719

720

721

722

723

724

725

726

727

728

729

730

731

732

733

734

735

736

737

738

739

740

741

742

743

744

745

746

747

748

749

750

751

752

753

754

755

756

757

758

759

760

761

762

763

764

765

766

767

768

769

770

771

772

773

774

775

776

777

778

779

780

781

782

783

784

785

786

787

788

789

790

791

792

793

794

795

796

797

798

799

800

801

802

803

804

805

806

807

808

809

810

811

812

813

814

815

816

817

818

819

820

821

822

823

824

825

826

827

828

829

830

831

832

833

834

835

836

837

838

839

840

841

842

843

844

845

846

847

848

849

850

851

852

853

854

855

856

857

858

859

860

861

862

863

Ответы к стр. 29

148. Выясните, какое из чисел больше, и запишите ответ с помощью знака >:
а) 0 или 18;           г) 11 871 или 11 859;
б) 74 или 23;        д) 2 613 008 или 2 613 001;
в) 147 или 174;    е) 6 756 540 623 или 6 756 540 633.
Прочитайте получившиеся неравенства.

а) 0 < 18 — ноль меньше восемнадцати;
б) 74 > 23 — семьдесят четыре больше двадцати трёх;
в) 147 < 174 — сто сорок семь меньше ста семидесяти четырёх;г) 11 871 > 11 859 — одиннадцать тысяч восемьсот семьдесят один больше одиннадцати тысяч восьмиста пятидесяти девяти;д) 2 613 008 > 2 613 001 — два миллиона шестьсот тринадцать тысяч восемь больше двух миллионов шестиста тринадцати тысяч одного;е) 6 756 540 623 < 6 756 540 633 — шесть миллиардов семьсот пятьдесят шесть миллионов пятьсот сорок тысяч шестьсот двадцать три меньше шести миллиардов семисот пятидесяти шести миллионов пятьсот сорока тысяч шестисот тридцати трёх.

149. В числах стёрли несколько цифр и вместо них поставили звёздочки. Выясните, какое из чисел больше, и запишите ответ с помощью одного из знаков > или <:а) 71*** или 75***; б) *3*** или *8*.

а) 71*** < 75***;
б) *3*** > *8*.

150. Прочитайте записи:
а) 17 < 18 < 20;    б) 346 < 358 < 400.

а) 17 < 18 < 20 — восемнадцать больше семнадцати и меньше двадцати;
б) 346 < 358 < 400 — триста пятьдесят восемь больше трёхсот сорока шести и меньше четрёхсот.

151. Назовите все натуральные числа, которые лежат между:
а) 11 и 19; б) 2089 и 2091.
Есть ли натуральное число между 6077 и 6078?

а) 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18;
б) 2090.
Нет — число 6077 предшествует числу 6078.

152. Запишите с помощью двойного неравенства:
а) число 10 больше, чем 5, и меньше, чем 15;
б) число 11 меньше, чем 18, и больше, чем 8;
в) число 21 меньше, чем 28, а число 28 меньше, чем 45.

а) 5 < 10 < 15;
б) 8 < 11 < 18;
в) 21 < 28 <45.

153. Отметьте на координатном луче все натуральные числа, которые:
а) меньше 9; б) больше 10, но меньше 14.

154. Я задумал число, оканчивающееся цифрой 5. Оно больше, чем 210, и меньше, чем 220. Какое это число?

Это число 215: 210 < 215 < 220.

155. В следующей таблице указан рост учащихся. Назовите их фамилии: а) в порядке возрастания их роста; б) в порядке убывания их роста.

Фамилия Рост, см Фамилия Рост, см
1 Антонов 124 4 Гришин 123
2 Борисов 135 5 Дёмина 136
3 Воронина 127 6 Ермилова 141

а) Гришин, Антонов, Воронина, Борисов, Дёмина, Ермилова;
б) Ермилова, Дёмина, Борисов, Воронина, Антонов, Гришин.

156. Верно ли, что:
а) 341 + 569 = 910;        г) 98 • 57 = 23 790 : 78;
б) 25 • 42 = 10 500;       д) 23 • 27 < 630;
в) 192 : 32 = 38 — 32;     е) 1288 : 56 > 40?

а) 341 + 569 = 910 — верно, 910 = 910;
б) 25 • 42 = 10 500 — неверно, 1050 < 10 500;
в) 192 32 = 38 — 32 — верно, 6 = 6;
г) 98 • 57 = 23 790 78 — неверно, 5586 > 305;
д) 23 • 27 < 630 — верно, 621 < 630;
е) 1288 56 > 40 — неверно, 23 < 40.

← Предыдущая Следующая →

Сравнение натуральных чисел

Давайте рассмотрим данное действие на простых примерах. Если на дереве сидит стая, которая состоит из 7 птиц, а другом дереве сидит стая из 5 десятка птиц, то такие стаи можно считать разными, потому что они не похожи друг на друга. Таким образом можно сделать вывод о том, что данная непохожесть и является сравнением.

В процессе сравнение натуральных чисел может быть проведена такая же проверка по сходству. Если подразумевать под сравнением натуральных чисел действие, то его итогом могут служить следующие исходы:

  1. Равенство. Данный случай считается вероятным тогда, когда числа являются равными.
  2. Неравенство. Данный случай считается вероятным тогда, когда числа являются неравными.

Когда получается неравенство — значит, одно из чисел является большим или же меньшим в отношении другого. Это увеличивает диапазон действий, которые можно совершать с натуральными числами.

§3. Умножение и деление натуральных чисел

404

405

406

407

408

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

531

532

533

534

535

536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

548

549

550

551

552

553

554

555

556

557

558

559

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573

574

575

576

577

578

579

580

581

582

583

584

585

586

587

588

589

590

591

592

593

594

595

596

597

598

599

600

601

602

603

604

605

606

607

608

609

610

611

612

613

614

615

616

617

618

619

620

621

622

623

624

625

626

627

628

629

630

631

632

633

634

635

636

637

638

639

640

641

642

643

644

645

646

647

648

649

650

651

652

653

654

655

656

657

658

659

660

661

662

663

664

665

666

667

668

669

670

671

672

673

674

675

Повторение изученной информации

Запись является неравенством тогда, когда содержит математические выражения, между которыми стоит знак «>» и «<». К примеру, 5 > 4 является неравенством, 2 < 7 также является неравенством. 2 + 3 < 7 также будет являться неравенством.

Неравенства, как и равенства, могут быть как неверными (например, 5 > 8 является неверным неравенством), так и верными (2 < 9 является верным неравенством).

Нестрогое неравенство может предполагать случай равенства правой и левой частей неравенства. Например,  является верным неравенством.

Также, для того чтобы записать неравенство двух натуральных чисел, может использоваться знак . Знак M будет читаться как «не равно». К примеру, форма записи  будет означать то, что a не равно b. Обычно, если нет оговорок, то понятие неравенства соотносится только с записями со знаками «>» и «<», «» и «».

Неравенство и знаки неравенства.

Чтобы не писать словами больше, меньше или равно в математике придумали обозначения. Больше (>), меньше (<), равно (=). Например, 3 больше 2 математическая запись будет выглядеть так 3>2. Или 6 меньше 10, мы запишем как 6<10. 8 равно 8, запишем 8=8.

Выражения 3>2, 6<10 и 8=8 называются в математики неравенствами.

Такая запись 2<3<4 называется двойным неравенством.

Вопросы к теме:Назовите наименьшее натуральное число?
Ответ: единица.

Назовите наибольшее натуральное число?
Ответ: натуральный ряд чисел бесконечен, поэтому наибольшего натурального числа не существует.

Какое из чисел больше шестизначное или семизначное число?
Ответ: семизначное число больше шестизначного.

Разобраны примеры с ответами на типичные задания темы.Пример №1:
Прочитайте неравенство: а) 5<12 б) 6>1 в) 7=7
Ответ: а) пять меньше двенадцати б) шесть больше одного в) семь равено семи.

Пример №2:
Запишите неравенство: а) 4 меньше 8 б) 10 больше 9 в) 11 равно 11.
Ответ: а) 4<8 б) 10>9 в) 11=11.

Пример №3:
Верны ли неравенства? Проверьте знаки сравнения: а) 5<6 б) 7<3 в) 22>23 г) 5=55
Ответ: а) верно б) неверно в) неверно г) неверно.

Пример №4:
Сравните числа, поставьте правильно знаки неравенства (<, >, =): а)3 и 3 б)4 и 9 в)8 и 3
Ответ: а) 3=3 б) 4<9 в) 8>3

Пример №5:

Посмотрите на рисунок и составьте неравенство.

Ответ: 10>2 или 2<10.

Способы сравнения натуральных чисел.

Рассмотрим натуральный ряд чисел.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10, 11, 12, 13, 14, 15, …

1) Всегда числа, стоящие справа в натуральном ряду больше чисел, стоящих слева.
Например, сравним числа 7 и 9. Число 9 стоит правее числа 7, следовательно, число 9 больше 7.

Единица, является самым маленьким натуральным числом.

Любое натуральное число больше нуля.

2) Всегда больше то натуральное число, у которого разрядов больше.

Сравним два числа 45 и 190. Сразу понятно, что число 190 больше числа 45. Мы сделали такой вывод потому, что число 190 является трехзначным числом, а 45 – двухзначным числом. У числа 190 есть разряд сотен, десятков и единиц, а у числа 45 только разряд десятков и единиц.

3) Если количество разрядов одинаково, то мы будем сравнивать величины цифр разрядов, начиная с высшего разряда (слева направо).
Например, сравним числа 478 и 399. Оба числа являются трехзначными, поэтому подробно рассмотрим высший разряд сотен. У первого числа 478 разряд сотен равен 4, а у второго числа 399 разряд сотен равен 3. Следовательно, первое число 478 больше второго числа 399, потому что 4 больше 3.

Если высшие разряды одинаковые мы сравниваем следующий меньший разряд цифр.
Сравним числа 7890 и 7860. Начинаем сравнивать высший разряд единиц тысяч он у обоих чисел равен 7. Следующий разряд сотен, также равен у обоих чисел 8. А вот разряд десятков различен. У первого числа 7890 разряд десятков равен 9, а у второго числа 7860 равен 6. Далее делаем вывод, первое число 7890 больше 7860, потому что разряд десятков у первого числа больше чем у второго. Проще сказать, 9 больше 6.

4) Если при сравнении все цифры разрядов двух натуральных чисел одинаковы, значит числа равны.
Например, сравним числа 4890765 и 4890765. Видно, что у обоих чисел все цифры разрядов одинаковы, следовательно, они равны.

Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Меньше или больше — Урок 2 — НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ — НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Основная дидактическая цель урока: учить сравнивать натуральные числа и записывать результат сравнения в виде неравенства, читать и записывать двойные неравенства.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет

1. Индивидуальная работа у доски.

Задание 1. В каждой группе подчеркните ту точку, которая лежит левее всех.

А(64) В(61) С(16)

К(41) Е(14) Р(40)

М(6) Y(2) D(12)

Задание 2. В каждой группе подчеркните ту точку, которая лежит правее всех.

E(76) O(56) K(87)

P(32) A(23) B(31)

М(61) T(16) С(45)

Задание 3. Сравните.

766 и 677

3434 и 3344

2154 и 999

2. Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).

1) Найдите сумму чисел 620 и 40. (660.)

2) Найдите разность чисел 620 и 40. (580.)

3) Число 15 увеличьте в 6 раз. (80.)

4) Число 48 уменьшите на 8. (40.)

5) Что больше — сумма 13 и 1 или их произведение? (Сумма.)

6) Что меньше — произведение 64 и 0 или их сумма? (Произведение.)

7) Сколько натуральных чисел лежит между точкой A(67) и точкой B(69)? (Одно.)

8) От точки М с координатой 59 отложили семь единичных отрезков вправо. Назовите координату полученной точки. (66.)

3. Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.

4. Решите задачу.

В классе 15 мальчиков и 10 девочек. Сколькими способами можно выбрать двух дежурных (одну девочку и одного мальчика)?

— Что можете сказать про эту задачу?

— Сколькими способами можно выбрать на дежурство одного мальчика? (15.)

— Сколько вариантов выбора девочки существует для каждого мальчика? (10.)

— Сколько же вариантов выбора двух дежурных существует? (15 ∙ 10 = 150.)

III. Определение темы урока

Сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать числа, записывать и читать неравенства.

IV. Работа по теме урока

1. Вместо звездочки поставьте цифру так, чтобы неравенство было верным. Объясните свой выбор.

617* < 6171

3454 >34*9

3128 < 312*

2785 < 27*0

2. Запишите в тетрадь все натуральные числа, которые на координатном луче находятся между числами 894 и 901.

3. В числах стерли несколько цифр, а вместо них поставили звездочки. Сравните эти числа, если возможно. Объясните свое решение.

63*** и 61***

28* и 1***

**1* и 99*

V. Работа по учебнику

1. С. 29, № 149 (работа в паре).

2. С. 29, № 150.

— Как называются эти записи?

— Как читаются двойные неравенства?

— Прочитайте.

3. С. 29, № 152.

Проверка

5 < 10 < 15

8 < 11 < 18

21 < 28 < 45

— Прочитайте двойные неравенства.

— Придумайте свое задание с двойным неравенством.

4. С. 29, № 153.

— Прочитайте задание.

— Сколько координатных лучей надо начертить?

VI. Работа над задачей

С. 30, № 164.

— Прочитайте задачу.

— Что требуется узнать в задаче?

— Что нужно знать для того, чтобы узнать производительность каждого рабочего?

— Можно ли узнать время работы?

— Что можно узнать, зная всю работу и время?

— Составьте план решения задачи.

— Решите задачу.

1) 10 — 2 = 8 (ч.) — время работы.

2) 1248 : 8 = 156 (д.) — 13 рабочих в час.

3) 156 : 13 = 12 (д.) — производительность одного рабочего.

VII. Самостоятельная работа

Вариант 1

С. 31, № 167 (1 и 3).

4428: 123 — 33

4428 : 123 = 36

36 — 33 = 3

Ответ: 3.

(8032 — 595) : 37

8032 — 595 = 7437

7437 : 37 = 201

Ответ: 201.

Вариант 2

С. 31, № 167 (2 и 4).

4000 — 3249 : 57

3249 : 57 = 57

4000 — 57 = 3943

Ответ: 3943.

10 486 : (2455 — 2357)

2455 — 2357 = 98

10 486 : 98 = 107

Ответ: 107.

VIII. Рефлексия

— Что бы вы хотели повторить на следующем уроке?

— Как читают двойные неравенства?

— Как сравнивать числа с одинаковым количеством знаков?

Домашнее задание

С. 31, № 173, 174; с. 32, № 179.

ПредыдущаяСледующая

Двойные и тройные неравенства

Математике известно, что 5 < 12, а 12 < 35. Два данных неравенства возможно показать в форме одного двойного неравенства. Данная запись обладает следующим видом: 5 < 12 < 35. Видно, что в процессе записи двойного неравенства получится три неравенства, которые можно записать как 5 < 12, 12 < 35 и 5 < 35.

В форме двойного неравенства можно сделать запись в процессе сравнения трех чисел. Когда нужно совершить сравнение 76, 512 и 10, у нас может получиться целых три неравенства 76 < 512, 76 > 10, 512 > 10. Данные неравенства также можно записать как одно, но двойное: 10 < 76 < 512.

Точно так же можно совершить и тройные, и четверные, и другие неравенства. Так, известно, что 5 < 16, 16 < 305, 305 < 1001, 1001 < 3214. Тогда можно показать запись в следующем виде: 5 < 16 < 305 < 1001 < 3214. Нужно проявлять крайнюю внимательность тогда, когда составляются двойные неравенства, потому что можно составить их неверно, что повлечет за собой неверное решение задачи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: