Сутки. Время от 0 до 24 ч
Ребята, вы уже знаете, что в сутках 24 часа. Но на циферблате часов часто используются числа от 1 до 12. Посмотрите на эти часы и скажите, сейчас 7 часов утра или вечера?
Конечно, мы не можем с уверенностью сказать, 7 часов утра на часах или 7 часов вечера. Поэтому приходится уточнять. Например, поезд отправляется в 10 часов утра.
Промежутком от 0 до 12 часов удобнее пользоваться в обычной жизни. Но ведь в сутках 24 часа! Вам, наверное, приходилось видеть на электронных табло аэропортов или вокзалов точное время:
Давайте попробуем разобраться. Начало суток ведут от 0 часов. Первая половина суток проходит от 0 до 12 часов (проще сказать, от 12 часов ночи до 12 часов дня). А вот дальше будет 13 часов (1 час дня), 14 часов (2 часа дня), 15 часов (3 часа дня) и так далее. Когда наступит 24 часа (12 часов ночи), одни сутки закончатся, и начнутся другие снова с 0 (нуля) часов.
Рассмотрите внимательно циферблат. Он поможет вам называть время в зависимости от первой или второй половины суток. Например, сейчас 10 часов 10 минут вечера. А можно сказать так: 22 часа 10 минут. Слово «вечера» говорить не нужно.
А теперь вернемся к электронным табло. Который час они показывают в промежутке от 0 до 12. Уточняйте словом «ве’чера».
16:50 – 4 часа 50 минут вечера. Без десяти пять вечера.
20:50 – 8 часов 50 минут вечера. Без десяти девять вечера.
Тонна. Центнер. Таблица единиц массы
Рассмотрите внимательно картинки. Как вы думаете, где применяют такие весы? Для измерения каких грузов они используются?
Такие весы нам приходилось видеть в магазине и на рынке, когда покупали фрукты, овощи и другие продукты. Небольшие домашние весы нужны на кухне для взвешивания ингредиентов, например, вот этого рецепта:
Для измерения небольших грузов используются уже известные нам единицы массы – килограмм и грамм. А вот для больших грузов эти единицы измерения неудобны. Да и весы нужны совсем другие!
Весы-платформы нужны для того, чтобы узнать массу объемных тяжелых грузов. Единицы измерения тоже особенные: центнер и тонна!
Кратко обозначим так:
Составим таблицу единиц массы, постараемся ее запомнить.
Давайте вместе разберем задачу.
Сколько мешков потребуется, чтобы разложить 1 ц свеклы, если в 1 мешок входит 50 кг свеклы?
Сначала выразим 1 ц в килограммах. По таблице мы видим, что 1 ц = 100 кг. Значит, 100 кг свеклы нужно разложить в мешки по 50 кг в каждый. Воспользуемся действием деления.
100 : 50 = 2 (м.) – потребуется.
Ответ: 2 мешка.
Попробуйте решить следующую задачу самостоятельно. Выразите 1 тонну в килограммах.
Задача
Четвероклассники участвовали в акции «Спаси дерево!» и вместе с учениками 5, 6, 7 классов собрали 1 т макулатуры. Сколько кг макулатуры собрал 4 класс, если известно, что каждый класс собрал поровну.
Проверь себя.
1 т = 1000 кг
В сборе макулатуры участвовали 4, 5, 6, 7 классы – всего 4 класса.
1000 : 4 = 250 (кг) – макулатуры собрал 4 класс.
Ответ: 250 кг.
Часть 1:
Числа от 1 до 1000Нумерация
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
?
Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
?
23
24
25
26
27
28
?
29
30
31
32
33
34
35
36
?
37
38
39
40
41
42
43
?
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
?
54
55
56
57
58
59
?
60
61
62
63
64
65
66
67
?
68
69
70
71
72
73
?
74
75
76
77
78
79
80
?
Диаграммы
81
82
83
Страница 18. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Страница 19. Вопросы для повторения
1
2
3
4
Страница 20. Странички для любознательных
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Числа, которые больше 1000Нумерация
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
?
94
95
96
97
98
99
?
100
101
102
103
104
105
106
?
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
?
117
118
119
120
121
122
123
124
?
125
126
127
128
129
130
131
132
133
?
134
135
136
137
138
139
140
141
142
?
143
144
145
146
147
Страница 31. Странички для любознательных
1
2
3
Страница 34. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Страница 35. Вопросы для повторения
1
2
3
4
5
6
7
Величины
148
149
150
151
152
153
154
155
?
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
?
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
?
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
?
191
192
193
194
195
196
197
198
199
?
200
201
202
203
204
205
206
207
208
?
209
210
211
212
213
214
215
216
?
217
218
219
220
221
222
?
223
224
225
226
227
228
229
230
?
231
232
233
234
235
236
237
238
?
239
240
241
242
243
244
245
?
246
247
248
249
250
251
252
253
?
254
255
256
257
258
259
Страница 53. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Страница 55. Вопросы для повторения
1
2
3
Страница 58. Проверим себя и оценим свои достиженияВариант 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вариант 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Сложение и вычитание
260
261
262
263
264
265
266
?
267
268
269
270
271
272
273
274
275
?
276
277
278
279
280
281
282
?
283
284
285
286
287
288
289
290
?
291
292
293
294
295
?
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
?
306
307
308
309
310
311
312
?
313
314
315
316
317
318
?
319
320
321
322
323
324
Страница 69. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Страница 70. Странички для любознательных
1
2
3
4
Страница 71. Задачи — Расчеты
1
2
Страница 72. Что узнали. Чему научились
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Страница 73. Вопросы для повторения
1
2
3
4
5
6
Страница 74. Проверим себя и оценим свои достиженияВариант 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вариант 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Умножение и деление
325
326
327
328
329
330
331
332
?
333
334
335
336
337
338
339
?
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
?
350
351
352
353
354
355
356
?
357
358
359
360
361
362
?
363
364
365
366
367
368
369
370
371
?
372
373
374
375
?
376
377
378
379
?
380
381
382
383
384
385
386
387
?
388
389
390
391
392
393
394
?
395
396
397
398
399
400
401
402
403
?
404
405
406
407
408
409
410
?
411
412
413
414
415
416
417
?
418
419
420
421
422
423
424
425
?
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
Страница 91. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
Страница 95. Вопросы для повторения
1
2
3
4
5
6
7
8
Страница 96. Проверим себя и оценим свои достиженияВариант 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вариант 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тексты для контрольных работСтраница 98. Задания базового уровня
1
2
3
4
5
6
7
8
Страница 99. Задания повышенного уровня сложности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Часть 2:
Числа, которые больше 1000Умножение и деление на однозначное число (продолжение)
1
2
3
4
5
6
7
?
8
9
10
11
12
13
?
14
15
16
17
18
19
20
?
21
22
23
24
25
26
?
27
28
29
30
31
32
33
34
Страница 9. Задачи — Расчеты
1
2
3
Страница 10. Странички для любознательных
1
2
3
4
Умножение на числа, оканичвающиеся нулями
35
36
37
38
39
?
40
41
42
43
44
45
46
?
47
48
49
50
51
52
53
?
54
55
56
57
58
59
60
?
61
62
63
64
?
65
66
67
68
69
70
71
72
?
Страница 18. Странички для любознательных
1
2
3
4
5
6
Страница 20. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Страница 23. Вопросы для повторения
1
2
Страница 24. Странички для любознательных
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Деление на числа, оканчивающиеся нулями
73
74
75
76
77
?
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
?
88
89
90
91
92
93
94
?
95
96
97
98
99
100
101
?
102
103
104
105
106
107
108
?
109
110
111
112
113
?
114
115
116
117
118
119
?
120
121
122
123
124
?
125
126
127
128
?
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
Страница 35. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Страница 37. Вопросы для повторения
1
2
Страница 38. Проверим себя и оценим свои достиженияВариант 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вариант 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Страница 40. Наши проекты
1
2
3
4
5
6
Умножение на двузначное и трехзначное число
139
140
141
142
143
144
145
?
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
?
156
157
158
159
160
?
161
162
163
164
165
166
167
168
?
169
170
171
172
173
?
174
175
176
177
178
179
180
181
?
182
183
184
?
185
186
187
188
189
190
?
191
192
193
194
195
196
197
?
198
199
200
201
202
203
204
?
Страница 52. Странички для любознательных
1
2
3
4
5
Страница 54. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Страница 56. Вопросы для повторения
1
2
Деление на двузначное и трехзначное число
205
206
207
208
209
210
?
211
212
213
214
215
216
217
218
?
219
220
221
222
223
224
225
?
226
227
228
229
230
231
?
232
233
234
235
236
237
?
238
239
240
241
242
243
244
245
246
?
247
248
249
250
251
252
253
254
255
?
256
257
258
259
260
261
262
263
264
?
265
266
267
268
269
?
270
271
272
273
274
275
276
277
278
Страница 67. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Страница 68. Задачи — Расчеты
1
2
3
4
5
6
Страница 70. Что узнали. Чему научились
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Письменное деление на трехзначное число
279
280
281
282
283
?
284
285
286
287
288
289
?
290
291
292
293
294
295
296
297
298
?
299
300
301
302
303
304
305
306
307
?
308
309
310
311
312
313
314
315
?
316
317
318
319
320
321
322
?
Страница 78. Странички для любознательных
1
2
3
4
5
6
7
Страница 80. Готовимся к олимпиаде
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Страница 82. Что узнали. Чему научились
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Итоговое повторение всего изученногоСтраница 86. Нумерация
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Страница 89. Выражения и уравнения
1
2
3
4
5
6
7
8
Страница 90. Сложение и вычитание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Страница 92. Умножение и деление
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Страница 94. Правила о порядке выполнения действий
1
2
3
4
5
6
7
Страница 95. Величины
1
2
3
4
5
6
Страница 96. Геометрические фигуры
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Страница 97. Задачи
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
Страница 103. Странички для любознательных
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Материал для расширения и углубления знанийСтраница 104. Доли
1
2
3
Страница 105. Единицы площади — ар и гектар
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Страница 108. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства
1
2
3
4
Страница 110. Куб
1
2
Страница 111. Прямоугольный параллелепипед
1
2
Страница 112. Пирамида
1
2
Страница 113. Цилиндр
1
2
Страница 113. Шар
1
2
Тексты для контрольных работСтраница 114. Задания базового уровня
1
2
3
4
5
6
7
8
Страница 115. Задания повышенного уровня сложности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Единицы времени. Год. Век
В 3 классе мы изучили некоторые единицы времени. Давайте их вспомним.
Отвечайте на вопросы коротко: да, нет. Записывайте слова через запятую.
- В году 12 месяцев?
- В неделе 6 дней?
- 7 месяцев года содержат по 31 дню?
- 5 месяцев года содержат по 30 дней?
- В марте бывает 28 или 29 дней?
- В 1 часе 60 минут?
- Март, апрель, май – все весенние месяцы?
- Ноябрь, декабрь, январь – все зимние месяцы?
Проверь себя.
Рассмотри внимательно «Годовой круг». Он поможет проверить правильность ответов.
Да, нет, да, нет, нет, да, да, нет.
Семь месяцев в году содержат по 31 дню, 4 месяца – по 30 дней, 1 месяц (февраль) – 28 или 29 дней.
Год называют високосным, если в феврале 29 дней. Бывает это один раз в 4 года. Например, 2000 год – високосный. Значит, в феврале 2004, 2008, 2012, 2020 годов – 29 дней, и они тоже високосные.
Зная, сколько дней содержит каждый месяц, легко посчитать количество дней в году. Попробуйте самостоятельно это сделать.
Давайте прочитаем отрывок статьи из учебника истории. Какая новая единица времени вам встретится?
«В конце XVI века царь Иван Грозный приказал построить порт на берегу Северной Двины. Так появился город Архангельск. Сотни заморских кораблей теснились у его пристаней».
Затруднились? Более крупная единица времени, чем год, – век. Каждые 100 лет объединяются в 1 век. Коротко будем обозначать так: 1 в.
Давайте вместе попробуем определить, в каком веке были основаны русские города.
- Москва – 1.147 г.
- Великий Новгород – 859 г.
- Ярославль – 1.071 г.
- Псков – 903 г.
- Санкт-Петербург – 1.703 г.
Мы узнали, что в одном веке 100 лет. Для того, чтобы определить, в каком веке были основаны города, воспользуемся простым приемом. Рассмотрим на числе 1.147.
Число 100 имеет два нуля. Отсчитаем с конца числа 1.147 две цифры и поставим метку. Например, так: 1.1’47. Полных веков – 11, и 47 лет уже в следующем 12 веке. Значит, город Москва основан в 12 веке. Века принято обозначать римскими цифрами: 12 – XII.
Великий Новгород. 859 – 8’59 – IX в.
Ярославль. 1.071 – 1.0’71 – XI в.
Псков. 903 – 9’03 – X в.
Санкт-Петербург. 1.703 – 17’03 – XVIII в.