Глагол
Упражнение 169, с. 100
169. Прочитайте.
Художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр.Учит, шьёт, лечит, красит, строит, рисует.
• Определите, к какой части речи относятся слова каждой группы. По каким признакам вы это определили?
• Составьте и запишите нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркните в предложениях основу.• Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)
Упражнение 170, с. 100
170. Прочитайте.
Умелые рукиПокоя не знают.4Они вышивают,Строгают, копают.Умелые рукиПокоя не знают,Своим трудолюбиемМир украшают.Н. Сапаров
• Какова тема и главная мысль стихотворения?
• Назовите глаголы. Что они обозначают и на какой вопрос отвечают? Запишите эти глаголы.
• Составьте по рисунку предложения. Запишите их. Подчеркните глаголы. Над глаголами укажите часть речи: гл.
• Какая из пословиц подойдёт к теме и главной мысли стихотворения: 1) Рукам воли не давай; 2) Рабочие руки не знают скуки. Запишите её.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Как переносить слова с одной строки на другую?
107. Прочитайте. Вспомните, как переносится часть слова с одной строки на другую, если это слово не умещается на строке.
- Слово переносится с одной строки на другую по слогам: кни-га, ста-кан, пе-нал.
- Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку (шкаф, класс, ссора).
- Не переносят слова, которые имеют один слог и слог, состоящий из одной гласной буквы (улей, змея).
- Буквы й и ь не отделяют от стоящей перед ними буквы (май-ка, конь-ки, вью-га, ру-чьи).
- При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (ван-на, кас-са, рус-ский).
108. Прочитайте. Подумайте, в какие группы можно объединить данные слова.
Медведь, дождь, язык, пальто, очки, ключ, чайник, молния, русский, иней, учитель, обувь.
Выпишите сначала слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую, потом остальные слова, разделяя их для переноса горизонтальной чёрточкой (-).
109. Прочитайте.
Заглянула осень в сад —
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
(В. Степанов)
Какие слова употреблены в переносном значении? Объясните их значение.
Спишите. Проверьте себя.
Подчеркните слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую.
жёлтый
110. Прочитайте. Составьте из данных слов и словосочетаний две загадки про музыкальные ноты.
Семь ребят, на пяти проводах, стая птах, на лесенке, заиграли, отдыхает, песенки.
Запишите загадки. Выпишите из любой загадки слово и разделите его для переноса горизонтальной чёрточкой (-).
111. Прочитайте.
У зайчих первые зайчата родятся весной, когда ещё снег корочкой — наст. И называются они настовичками. Последние в году зайчата родятся осенью. Их охотники зовут листопадничками.
(В. Бианки)
- Почему зайчат так называют: настовички, листопаднички?
- Выпишите слово с такими признаками:
а) слово отвечает на вопрос кто?;
б) в слове 4 слога, второй слог ударный;
в) первый слог при переносе слова нельзя оставить на строке.
112. Прочитайте. Какие слова разделены для переноса, а какие — по слогам?
У-ли-ца, ли-ни-я, улит-ка, у-лей, окунь-ки, а-ку-ла, ра-ди-о, утю-ги.
Запишите слова, которые разделены для переноса.
113. Прочитайте. Определите тему текста.
Берёста — это верхняя часть берёзовой коры. На Руси очень ценили берёсту. Из неё делали обувь, игрушки, украшения. В берестяной посуде хранили масло, сметану, творог. Берёсту использовали для письма. До нас дошли берестяные грамоты — письма и документы.
- Подумайте, являются ли слова берёзовая (кора) и берестяная (посуда) однокоренными. Объясните свой ответ.
- Напишите ответы на вопросы:
- Что такое берёста?
- Что делали из неё люди?
- Что хранили в берестяной посуде?
- Проверьте написанное. Скажите, какое слово не уместилось на одной строке и вам пришлось перенести часть этого слова на другую строку. Как вы это сделали?
114. Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?
- Ответьте на вопросы:
- Кого нашёл мальчик в лесу?
- Какая беда приключилась с зайцем?
- Как заботился мальчик о зверьке?
- Куда он отнёс зайца после выздоровления?
Слова для справок: однажды, увидел, сломана лапка, принёс, перевязал, лечил, кормил, выздоровел, отпустил на волю.
Составьте по рисункам и вопросам рассказ и озаглавьте его. Используйте слова для справок.
Запишите составленный текст.
О знаке переноса
Вы уже знаете, что знак переноса — это короткая горизонтальная чёрточка (-). Но на страницах древних рукописей вы не встретите таких знаков. В то далёкое время не существовало и правил переноса. В России знак переноса стали использовать более 300 лет тому назад, но ставили его внизу строки.