Гдз по русскому языку 5 класс ладыженская, баранов номер 185

Гдз русский язык 5 класс ладыженская, баранов - учебник

Значение дополнения в предложении

Дополнение является помощником в предложении. Оно распространяет его и дает непосредственно больше информации, что не в состоянии сделать подлежащее и сказуемое. 

Легкий пример: Таня слушает музыку.

Дополнение («музыку») отвечает на вопросы, которые исходят от других частей речи и направлены к нему. В данном случае вопрос исходит от сказуемого: слушает что? — музыку.

Благодаря дополнению мы получили развернутый ответ. 

В связи с этим этот член предложения может иметь разные значения. Оно может показывать:

  • адресата (вижу его, люблю их);

  • орудие или инструмент (мазал кистью, рисовал красками);

  • объект, на что направлено действие (рисую картину, играю в куклы);

  • наши чувства (слышу запах, трогаю слепок). 

Дополнения могут быть однородными, т. е. когда их в одном предложении несколько. Примеры:

  • Мама мыла пол, плиту, столы и посуду;

  • Папа починил стул, полку и детскую машинку. 

§ 37. Дополнение

Прочитайте. Выпишите выделенные слова вместе с теми словами, к которым они относятся. От главного слова к зависимому поставьте вопрос.

Среди музыкантов духового оркестра Пашка Седов был самым маленьким. Зато его барабан был самым крупным инструментом. Кроме того, в руке он держал не лёгкие точёные палочки, а колотушку с войлочным набалдашником. Ею Паша искусно ударял по барабану.

Косвенные падежи

Род. кого? чего?Дат. кому? чему?Вин. кого? что?Тв. кем? чем?Предл. о ком? о чём?

На какие вопросы отвечают зависимые слова?

Какими частями речи они являются?

180. Распространите предложения дополнениями. Подчеркните подлежащие, сказуемые и дополнения. Укажите падеж имён существительных.

182. Выпишите дополнения вместе с теми словами, от которых они зависят.

1. Октябрь покрывает лесные дороги жёлтым ковром. 2. Сойка разгреба..т листья, ищ..т упавший орех. 3. Зима выжива..т перелётных птиц. 4. Бобры готов..т корм. 5. Охотник расскаж..т о пустынных полях.

183. Выпишите словосочетания (сказуемое + дополнение). У существительных в косвенных падежах обозначьте падеж. Озаглавьте текст.

Дикая кошка приблизилась к человеку примерно четыре с половиной тысячи лет назад в Египте. Мы узнали о первых домашних кошках из изображений на стенах египетских надгробий*. В то время кошки ловили крыс и мышей, спасали урожай на складах. В Европу кошки приплыли на кораблях греков, которые купили этих животных за большие деньги. В свою очередь греки продали кошек другим народам.

184. Изменится ли смысл предложений при изменении порядка слов?

1. Дуб заслоняет ель. Ель заслоняет дуб. 2. Мать любит дочь. Дочь любит мать. 3. Учитель спросил ученика. Ученик спросил учителя.

185. Диктант. Обозначьте падеж имён существительных. Подчеркните орфограммы в корнях слов.

На замечательной выст..вке цветов, любоваться астрами, георгинами, хризантемами, поздравлять победителей, юные цв..товоды, всюду радос(?)ные лица, с чудес(?)ными песнями, оживлённая беседа, слышатся везде.

Развеваются зн..мёна. Дети растут и развеваются.

§37. Дополнение

ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 5◄

Прочитайте. Выпишите выделенные слова вместе с теми словами, к которым они относятся. От главного слова к зависимому поставьте вопрос.

Дополнение – второстепенный член который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.

Дополнения обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже.Дополнение подчёркивается пунктиром: Буря сломала осину.

Упр. 180. Распространите предложения дополнениями. Подчеркните подлежащие, сказуемые и дополнения. Укажите падеж имён существительных.

Упр. 181. Рассмотрите рисунок. Дайте имена всем ребятам. Вставьте в предложения подходящие по смыслу подлежащие и дополнения. Подчеркните условными знаками дополнения и обозначьте те слова, к которым они относятся.

Упр. 182. Выпишите дополнения вместе с теми словами, от которых они зависят.

1.Октябрь покрывает лесные дороги жёлтым ковром. 2. Сойка разгребает листья, ищ..т упавший орех. 3. Зима выжива..т перелётных птиц. 4. Бобры готов..т корм. 5. Охотник расскажет о пустынных полях.

Упр. 183. Выпишите словосочетания (сказуемое + дополнение). У существительных в косвенных падежах обозначьте падеж. Озаглавьте текст.

Дикая кошка приблизилась к человеку примерно четыре с половиной тысячи лет назад в Египте. Мы узнали о первых домашних кошках из изображений на стенах египетских надгробий*.

В то время кошки ловили крыс и мышей, спасали урожай на складах. В Европу кошки приплыли на кораблях греков, которые купили этих животных за большие деньги. В свою очередь греки продали кошек другим народам.

Кошки

Приблизилась (к кому?) к → человеку. (дат. п.). Узнали (о ком?) о →кошках (предл. п.). Ловили (кого?) → крыс и мышей (род. п.). Спасали (что?) →урожай (вин. п.). Прыгали (на чем?) на → кораблях (предл. п.). Купили (кого?) →животных (род. п.). Продали (кого?) → кошек (род. п.). Продали (кому?) → народам (дат. п.).

Упр. 184. Изменится ли смысл предложений при изменении порядка слов?

1. Дуб заслоняет ель. Ель заслоняет дуб. 2. Мать любит дочь. Дочь любит мать. 3. Учитель спросил ученика. Ученик спросил учителя.

Смысл предложений при изменении порядка слов изменился. Активная и пассивная сторона поменялись местами.

Упр. 185. Диктант. Обозначьте падеж имён существительных. Подчеркните орфограммы в корнях слов.

На замечательной выст..вке цветов, любоваться астрами, георгинами, хризантемами, поздравлять победителей, юные цв..товоды, всюду радос(?)ные лица, с чудес(?)ными песнями, оживлённая беседа, слышатся везде.Развеваются зн..мёна. Дети растут и разв..ваются.

Косвенное дополнение

Все остальные дополнения являются косвенными. Они выражаются словами разных частей речи и словосочетаниями.

Способы выражения косвенного дополнения

Формы косвенных падежей существительных и местоимений как с предлогами, так и без них

Прилагательное или причастие в роли существительного.

Инфинитив

Наречие в роли существительного

Междометие

Неделимые словосочетания

Количественное числительное с зависимым существительным «с четырьмя щенками» является одним членом предложения — дополнением.

Местоимение «несколько» составляет синтаксически неделимое сочетание с существительным «палаток» в форме родительного падежа множественного числа.

Часть 2. Упражнения

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

531

532

533

534

535

536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

548

549

550

551

552

553

554

555

556

557

558

559

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573

574

575

576

577

578

579

580

581

582

583

584

585

586

587

588

589

590

591

592

593

594

595

596

597

598

599

600

601

602

603

604

605

606

607

608

609

610

611

612

613

614

615

616

617

618

619

620

621

622

623

624

625

626

627

628

629

630

631

632

633

634

635

636

637

638

639

640

641

642

643

644

645

646

647

648

649

650

651

652

653

654

655

656

657

658

659

660

661

662

663

664

665

666

667

668

669

670

671

672

673

674

675

676

677

678

679

680

681

682

683

684

685

686

687

688

689

690

691

692

693

694

695

696

697

698

699

700

701

702

703

704

705

706

707

708

709

710

711

712

713

714

715

716

717

718

719

720

721

722

723

724

725

726

727

728

729

730

731

732

733

734

735

736

737

738

739

740

741

742

743

744

745

746

747

748

749

750

751

752

753

754

755

756

757

758

759

760

761

762

763

764

765

766

767

768

769

770

771

772

773

774

775

776

777

778

779

Упражнения:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

280

281

282

283

284

285

286

287

288

289

290

291

292

293

294

295

296

297

298

299

300

301

302

303

304

305

306

307

308

309

310

311

312

313

314

315

316

317

318

319

320

321

322

323

324

325

326

327

328

329

330

331

332

333

334

335

336

337

338

339

340

341

342

343

344

345

346

347

348

349

350

351

352

353

354

355

356

357

358

359

360

361

362

363

364

365

366

367

368

369

370

371

372

373

374

375

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

410

411

412

413

414

415

416

417

418

419

420

421

422

423

424

425

426

427

428

429

430

431

432

433

434

435

436

437

438

439

440

441

442

443

444

445

446

447

448

449

450

451

452

453

454

455

456

457

458

459

460

461

462

463

464

465

466

467

468

469

470

471

472

473

474

475

476

477

478

479

480

481

482

483

484

485

486

487

488

489

490

491

492

493

494

495

496

497

498

499

500

501

502

503

504

505

506

507

508

509

510

511

512

513

514

515

516

517

518

519

520

521

522

523

524

525

526

527

528

529

530

531

532

533

534

535

536

537

538

539

540

541

542

543

544

545

546

547

548

549

550

551

552

553

554

555

556

557

558

559

560

561

562

563

564

565

566

567

568

569

570

571

572

573

574

575

576

577

578

579

580

581

582

583

584

585

586

587

588

589

590

591

592

593

594

595

596

597

598

599

600

601

602

603

604

605

606

607

608

609

610

611

612

613

614

615

616

617

618

619

620

621

622

623

624

625

626

627

628

629

630

631

632

633

634

635

636

637

638

639

640

641

642

643

644

645

646

647

648

649

650

651

652

653

654

655

656

657

658

659

660

661

662

663

664

665

666

667

668

669

670

671

672

673

674

675

676

677

678

679

680

681

682

683

684

685

686

687

688

689

690

691

692

693

694

695

696

697

698

699

700

701

702

703

704

705

706

707

708

709

710

711

712

713

714

715

716

717

718

719

720

721

722

723

724

725

726

727

728

729

730

731

732

Часть 1. Упражнения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

280

281

282

283

284

285

286

287

288

289

290

291

292

293

294

295

296

297

298

299

300

301

302

303

304

305

306

307

308

309

310

311

312

313

314

315

316

317

318

319

320

321

322

323

324

325

326

327

328

329

330

331

332

333

334

335

336

337

338

339

340

341

342

343

344

345

346

347

348

349

350

351

352

353

354

355

356

357

358

359

360

361

362

363

364

365

366

367

368

369

370

371

372

373

374

375

376

377

378

379

380

381

382

383

384

385

386

387

388

389

390

391

392

393

394

395

396

397

398

399

400

401

402

403

404

405

406

407

408

409

Что такое дополнение?

Член предложения, играющий второстепенную роль, также как определение и обстоятельство. 

В большей степени обозначает предмет и относится либо к одному какому-то члену предложения (например, к сказуемому) либо ко всей основе в целом.

Приведем примеры:

  • относится к сказуемому (рублю дрова, иду на кухню);

  • является второстепенным, выражен именем существительным (вера в лучшее, потеря ценностей);

  • относится к другим членам, выраженным прилагательным или отглагольным прилагательным (ноющий от боли, решающий задачи);

  • является второстепенным, выраженным наречием (живо к ним!). 

При синтаксическом разборе подчеркивается прерывающейся пунктирной линией. Выявить дополнение очень легко. Если вы можете задать члену предложения любой вопрос косвенных падежей, вы нашли дополнение!

Прямое дополнение

Прямое дополнение обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие, обозначенное переходным глаголом или словом категории состояния (предикативным наречием):

  • вижу (кого?) малыша;
  • жаль (кого?) сироту.

Способы выражения прямого дополнения

Обычно прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения.

Прямое дополнение может выражаться формой родительного падежа существительного, если оно обозначает

1. часть от целого

  • купила (чего?) яблок;
  • принес (чего?) воды;
  • выпью (чего?) кефира;
  • налей (чего?) сока.

2. Прямое дополнение управляется глаголом с отрицанием

  • не любила молока;
  • не ожидала встречи;
  •  не ждали милостей.

Распространите предложения дополнениями?

Распространите предложения дополнениями.

Подчеркните подлежащие, сказуемые и дополнения.

Укажите падеж имён существительных.

1. Свежий ветерок играет (чем?

2. Листочек оторвался (от чего?

3. Тонкая паутина зацепилась (за что?

4. Орёл охотился (за кем?

5. Дикие гуси готовились ( к чему?

6. Лесник предупредил (кого?

7. Дети простились (с кем?

Под кустом ребята заметили (кого?

И. П. ЗАПОТЕВШЕЕ ОКНО Р. П. Искать УПАВШУЮ РУЧКУ Д. П. Рассказать историю СКУЧАЮЩЕМУ ДРУГУ В. П. Смотреть ИНТЕРЕСНУЮ ПЕРЕДАЧУ Т. П. Недоволен ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТОЙ П. П. Разговаривать о НОВОЙ ГАЗЕТЕ.

1) c мягким знаком после шипящих : беречь, стеречь, полночь, печь, сечь, сжечь, печёшь, побережёшь, чувствуешь, помощь, 2) без мягкого знака после шипящих : страж, сторож, туч, рощ, свеж, горяч, похож, шипуч, трубач, царевич, луч, пожарищ, задач.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: