Практическое задание
Распредели слова по колонкам.
Ответ:
Глаголы
прочитать
шепнуть
помирить
шептать
сторониться
серебрить
прошептать
Прилагательные
хитроватый
мирный
серебряный
серебристый
хитрый
хитренький
Существительные
шёпот
сторона
читатель
чтение
мир
серебро
читка
Упражнение 671
Прочитай вопрос и напиши ответ.
Есть ли в русском языке имена существительные, которые не склоняются (не изменяются по падежам)?
Ответ:
В русском языке есть группа имён существительных, которые не изменяются по падежам. Имена существительные, которые невозможно просклонять, называются несклоняемыми.
Проверь свой ответ по «Справочнику» к учебникам (с. 48). Спиши примеры слов из «Справочника», дополни своими примерами.
Ответ:
Примеры из «Справочника»
Пальто, метро, радио, кино, шоссе.
Собственные примеры
Колибри, какаду, такси, эскимо, авокадо.
Упражнение 672
Сравни имена существительные, имена прилагательные и глаголы по плану.
1. Что обозначают слова?
Ответ:
Имена существительные обозначают предметы.
Имена прилагательные обозначают признаки предметов.
Глаголы обозначают действия предметов.
2. На какие вопросы они отвечают?
Ответ:
Имена существительные отвечают на вопросы кто? что?
Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?
3. Как изменяются?
Ответ:
Имена существительные изменяются по числам и по падежам.
Имена прилагательные изменяются по числам и по падежам. В форме единственного числа прилагательные изменяются по родам.
Глаголы изменяются по числам и по временам. Глаголы в форме прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.
4. Каким членом предложения чаще всего бывают?
Ответ:
Имена существительные в предложениях чаще всего бывают подлежащими или дополнениями.
Имена прилагательные в предложениях чаще всего бывают определениями.
Глаголы в предложениях чаще всего бывают сказуемыми.
Упражнение 673
Прочитайте вопрос и подготовьтесь к ответу.
Какова роль имён существительных в нашей речи?
Приведите примеры, отвечая на вопрос. Обсудите друг с другом. Проверьте себя.
Ответ:
Имена существительные обозначают предметы: людей (мама, сын, учитель), животных (овца, мышь, медведь), растения (трава, сосна, ромашка), вещи (карандаш, скатерть, ложка), явления природы (дождь, снег, радуга), эмоции (радость, печаль, гнев), характер взаимоотношений между людьми (дружба, ненависть, любовь) и многое другое. У каждого предмета или явления есть своё название.
Без имён существительных невозможно понять, о ком или о чём идёт речь.
Пришла весна. Идёт дождь. Мальчик смеётся.
Если из этих предложений убрать существительные, станет непонятно, кто или что совершает действия.
Также имена существительные обозначают имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, рек, морей, озёр, стран. Такие существительные могут указывать на то, что речь идёт о конкретной персоне, а не о любом человеке. Имена и названия уточняют информацию.
Третьеклассник Ваня Орлов получил пятёрку по математике.
Третьеклассник получил пятёрку по математике.
Без существительных невозможна связная речь, нельзя построить понятную фразу, предложение.
Солнце выглянуло из-за туч.
… выглянуло из-за …
Ребята играли в волейбол на спортивной площадке.
… играли в … на спортивной …
Без имён существительных было бы невозможно выражать мысли, о чём-либо рассказывать, передавать информацию, обращаться к собеседнику по имени, что-то объяснить.
Упражнение 674
Прочитай текст. Какова его основная мысль?
Ответ:
Если постоянно делать что-то хорошее для людей, жизнь будет лёгкой и приятной.
Продолжение упражнения 674 на следующей странице 138.
Стр 136
Стр 138/a>
Вернуться к содержанию: Русский язык 3 класс учебник Рамзаева
Фонетический разбор – что это такое?
Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».
Что изучает фонетика
Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.
Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.
Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.
1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»
2 группа «Звонкие и глухие согласные»
Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:
- кот (животное) – код (шифр);
- мак (цветок) – маг (волшебник);
- порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).
Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.
Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.
Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.
Согласный находится в слабой позиции, если:
Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.
Звуки на письме отображаются в виде букв.