Глагол
Упражнение 169, с. 100
169. Прочитайте.
Художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр.Учит, шьёт, лечит, красит, строит, рисует.
• Определите, к какой части речи относятся слова каждой группы. По каким признакам вы это определили?
• Составьте и запишите нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркните в предложениях основу.• Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)
Упражнение 170, с. 100
170. Прочитайте.
Умелые рукиПокоя не знают.4Они вышивают,Строгают, копают.Умелые рукиПокоя не знают,Своим трудолюбиемМир украшают.Н. Сапаров
• Какова тема и главная мысль стихотворения?
• Назовите глаголы. Что они обозначают и на какой вопрос отвечают? Запишите эти глаголы.
• Составьте по рисунку предложения. Запишите их. Подчеркните глаголы. Над глаголами укажите часть речи: гл.
• Какая из пословиц подойдёт к теме и главной мысли стихотворения: 1) Рукам воли не давай; 2) Рабочие руки не знают скуки. Запишите её.
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№155 учебника 2011-2022 (стр. 88):
Прочитайте. Озаглавьте текст.
На ч..рной воде оз..ра плавала громадная птица.4 Оп..рение её п..р..ливалось лимонным2 и розовым3 цветом. Птица выт..щила из воды мал..н..кую гол..ву, величиной с яйцо, з..росшую курча́вым пухом. К г..л..ве был как будто приклеен громадный клюв с кожаным красным мешком. Это пеликан.
К. Паустовский
- Найдите описание пеликана. Какой он по величине? Какое у него оперение? С чем сравнивается голова и клюв птицы? Какую роль выполняют имена прилагательные в описании птицы?
- Запишите заголовок. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Стрелкой () укажите, с каким именем существительным связано по смыслу каждое имя прилагательное.
№155 учебника 2023-2024 (стр. 93):
Прочитайте.
Он она оно
Сирень, тополь, морковь1, имя, фамилия, мышь, растение, картофель, сорока, птица, воскресенье.
- Прочитайте личные местоимения. Определите их лицо, число и род.
- Прочитайте имена существительные. Каким местоимением можно заменить каждое из данных имён существительных?
- Соотнесите каждое имя существительное с тем местоимением, которым можно заменить в тексте это имя существительное. Запишите их по образцу.
О б р а з е ц. Имя (оно), … .
Подсказка
№155 учебника 2011-2022 (стр. 88):
Вставим пропущенные буквы:
- чёрной (чернеет) — о/ё после шипящих
- озера (озёрный), оперение (пе́рья), вытащила (та́щит), голове (го́ловы, голо́вушка) — безударные гласные
- переливалось, заросшую — правописание приставок
- маленькую — суффикс -еньк-
Не забудь провести разборы из текста: по членам (главные и второстепенные) в первом предложении, слова лимонным2 по составу и слова розовым3 как часть речи.
Ответ
№155 учебника 2011-2022 (стр. 88):
Вариант ответа #1:
По величине пеликан громадный. Оперение у него переливается лимонным и розовым цветом. Голова у него маленькая, с яйцо. Клёв громадный с кожаным красным мешком.
Прилагательные помогают автору детально, красочно и точно описать пеликана.
Необычная птица
На чёрной воде озера плавала громадная птица. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое).
Лимонным
Розовым — прил. (каким?). Н. ф. — розовый. В м. р., в ед. ч., в Т. п.. Втор. чл.
Вариант ответа #2:
№155 учебника 2023-2024 (стр. 93):
Он — 3-е л., ед. число, мужской род; она — 3-е л., ед. число, женский род; оно — 3-е л., ед. число, средний род.
Сирень (она), тополь (он), морковь (она), имя (оно), фамилия (она), мышь (она), растение (оно), картофель (он), сорока (она), птица (она), воскресенье (оно).
Моркóвь — 2 слога.
м — – согл., звон. непарн., твёр. парн.;
о — – гласн., безударн.;
р — – согл., звонк. непар., твёр. парн.;
к — – согл., глух. парн., твёр. парн.;
о — – гласн., ударн.;
в — – согл., глух. парн., мягк. парн.;
ь звука не обозначает;
7 б., 6 зв.
- ← Предыдущее
- Следующее →